Финансовая система и её структура. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит. Государственный долг.

Финансы представляют собой экономические отношения связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств в соответствии с конкретными задачами внутренней  и  внешней политики. Финансовая система – совокупность институтов которые   воспроизводят  систему финансовых отношений. Состоит – парламент, президент, правительство, министерство финансов , налоговая инспекция, налоговая полиция, таможенный комитет, бюджетные и не бюджетные фонды.  Функции финансовой системы – 1) Воспроизводительная – фин. си-ма должна обеспечивать расширенное воспроизводство национального продукта 2) Фискальная – обеспечивает устойчивое налоговое поступления в бюджетные фонды. 3) Распределительная – соответствующие финансовые институты могут распределять денежные фонды по приоритетным направлениям социально – экономического развития. 4) Социальная  — обеспечение социальной стабильности в обществе. 5) Контрольная – контроль за распределением и использованием финансовых ресурсов.

Главным звеном финансовой системы явл. гос. бюджет. Это крупнейший денежный фонд, находящийся в распоряжении прав-ва. Гос. бюджет образует централизованный фонд денежных рес. прав-ва для содержания гос. аппарата, вооруж. сил, здравоохр., образования, выплаты соц. пособий. Бюджет явл. мощным рычагом гос. регулир. эк-ки, воздействия на хоз. конъюнктуру, осущ. мер по ее стабилизации. Воздействие гос-ва на эк-ку происходит путем финансирования, выдачи субсидий и т. д.

Бюджет совр. гос-ва – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотнош. соц-эк. интересов разл. групп и партий. Это компромисс м/у собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и з/п, по поводу расходов на соц. цели.

С помощью бюджета гос-во осущ. сочетание централизованных и местных интересов регионов ч/з распределение налогов, бюджетных дотаций, трансфертов.

Направления исп-ия: поддержание конъюнктуры и эк. рост через субсидии и инвестиции, катализатор развития НТП, повышение конкурентоспособности нац. прод. на внеш рынках, расходы на развитие аграрного сектора, на вооружение, мат обеспечение внешнеэк связей, содержание аппарата, обслуживание внутр и внеш гос долга, расходы на кредитование экспорта, для обеспечения поставок на внутр рынок зарубежных товаров. Как эк. документ бюджет отражает полит. и соц. динамику общества.

Доходы гос. бюджета на 85% формируются за счет налоговых поступлений, прибыли казенной пром., поступлений от приватизации собств. и т. д.

Общая сумма доходов в идеале должна покрывать запрограммированные расходные статьи бюджета. В случае если расходы превышают доходную часть в общей структуре, образуется бюджетный дефицит.

Профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами. Образовавшийся остаток доходов прав-во может исп. на непредусмотренные программой или планом расходы, осущ. долгосрочные выплаты по гос. долгу или перенести этот остаток в бюджет следу¬ющего периода (года).

Бюджетный дефицит по меж/нар. стандартам не дол¬жен превышать 5 % от ВВП. Покрывается он внутр. и внеш. гос. займами в виде продаж гос. ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов.

Во время эк. потрясений, кот. могут постигнуть гос-во, прав-во нередко прибегает к эмиссии денег для покрытия бюджетного дефицита. Последствия такой эмиссии перерастают в неконтролируемую инфляцию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector