Задачи экологического менеджмента на различных уровнях

Активная политика охраны окружающей среды (проведение природоохранных мероприятий не только на основе законодательных предписаний или под давлением общественности, но и по другим мотивам, например, социально-экологическая ответственность забота об имидже и пр.) может проводиться лишь в том случае, если ее вопросы рассматриваются в той сфере иерархии управления предприятием, которая имеет значительное влияние на его функционирование. Она включает в себя:

  • формирование осознанного мышления в отношении окружающей среды внутри предприятия;
  • перевыполнение природоохранных требований;
  • активную общественную работу в направлении охраны окружающей среды.

Управление и планирование задач по охране окружающей среды осуществляется, как правило, отдельными организационными единицами предприятия.

Поэтому:

  • необходимо через расщепление комплекса задач предприятия выявить операционные составляющие задач по охране окружающей среды, которые должны выполняться соответствующими организационными единицами, предоставленными им для этой цели техническими средствами, информацией, специальными знаниями;
  • должен быть определен оперативный критерий природоохранной политики, согласованный с вышестоящими целями предприятия, что должно гарантировать свободу принятия решений организационными единицами в рамках их полномочий.

Необходимо включать задачи, связанные с мероприятиями по охране окружающей среды, в систему целей всех уровней управления и принятия решений на предприятии.

Внедрение системы экологического менеджмента или проведение активной экологической политики инициируется руководством предприятия, а конкретные действия регулируются менеджерами различных уровней. Чем ниже тот или иной уровень управления находится от верхушки пирамиды иерархий, тем более конкретно должны определяться необходимые задачи.

Высший менеджмент должен принять на себя обязательство осуществлять экологическую политику. Такой шаг создает многочисленные преимущества системы управления предприятием, включая повышение мотивации к труду низших уровней, усиление позиций руководящих работников как официальных лидеров. При этом цели и задачи новой политики должны быть четко и ясно сформулированы, иначе декларация экологической ответственности не будет иметь успеха.

Демонстрация целей высшего руководства может осуществляться двумя путями:

  • политика, цели, задачи и методы их решения могут быть детально разработаны на уровне операционного менеджмента, а затем ратифицированы высшим менеджментом;
  • высший менеджмент должен очерчивать основные принципы политики, а затем доводить до низших уровней управления их задачи.

Первый вариант, т.е. система участия персонала в процессе принятия решений не только способствует более четкой постановке экологических целей, но и играет на руку прибыльности самой организации, поскольку оптимизирует условия труда и снимает проблемы, связанные с апатией и индифферентностью персонала, способствует повышению экологической культуры в коллективе, снимает многие бюрократические барьеры и в целом стимулирует инновационное поведение фирмы.

При этом необходимо отметить, что, хотя решение о проведении активной политики предприятия в области охраны окружающей среды и о внедрении системы экологического менеджмента принимается на уровне руководства предприятия, тем не менее немаловажную роль здесь играет инициативность среднего уровня управления (например, новые молодые менеджеры). Именно здесь возможно появление новых идей по обновлению, дополнению и модификации системы экологического менеджмента.

Интегрированная система менеджмента охватывает весь операционный менеджмент, все аспекты функционирования предприятия с четким разграничением ответственности на всех уровнях с тем, чтобы быть понятной каждому из вовлеченных в ее осуществление работников.

Если роли и обязанности сотрудников не специфицированы понятным образом, они не могут быть выполнены. Спецификация предполагает:

  • документацию ответственности;
  • обучение персонала;
  • отчетность.

Важно определить сначала:

  • миссию фирмы, т.е. причину ее существования и социальные нужды, которые она намеревается удовлетворить;
  • видение целей, т.е. то состояние дел, к которому стремится организация.
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector