Этапы подготовки речи


Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.

1 Докоммуникативная фаза

В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:

— определение темы и цели выступления;

— оценка аудитории и обстановки.

Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.

Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.

1 Определение темы и цели выступления

Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.

Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что- либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.

Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.

Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».

Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.

Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.

Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то- то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.

Возможные интонационные окраски выступлений следующие:

— мажорная;

— беспечная или юмористическая;

— шутливая;

— сердитая или упрекающая;

— мрачная;

— торжественная;

— предостерегающая;

— просительная.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить

(цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

— фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

— суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

— мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:

— Вызывает ли мое выступление интерес?

— Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?

— Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?

— Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?

2 Оценка аудитории и обстановки

Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:

— возраст;

— уровень образования;

— профессия;

— цель прихода людей на выступление;

— уровень заинтересованности в теме;

— уровень осведомленности в данном вопросе;

Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.

Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться.

Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.

3 Кодирование

Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:

— подбор материалов;

— композиционно-логическое оформление речи;

— использование фактологического материала;

— работу над языком и стилем выступления.

1 Фактологический материал

Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.

Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.

Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.

Подготовка по существу вопросов:

— анализ проблемы, ситуации

— формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции

— подготовка речи и аргументации выводов

— подбор необходимых документов и материалов

— Учитывать возрастной и половой факторы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector