Работу по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную – взаимодействие с аудиторией.
1 Докоммуникативная фаза
В докоммуникативной фазе различают два начальных этапа:
— определение темы и цели выступления;
— оценка аудитории и обстановки.
Работа на этих этапах носит характер учета и оценки объективных данных: тема и цель выступления обычно задаются программой, расписанием и т.п.
Состояние аудитории и обстановка также не выбираются выступающим.
1 Определение темы и цели выступления
Тему выступления следует тщательно выбирать. Если есть возможность, то нужно остановиться на том, что хорошо знакомо и интересно лично выступающему. Тогда это, возможно, будет интересно и значимо для других.
Затем, нужно попробовать сузить темы выступления, чтобы она представляла наибольший интерес. Необходимо решить: описывать ли предмет, разъяснять что- либо о предмете, оспаривать ли некую точку зрения или излагать новую версию.
Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное время.
Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют».
Если есть возможность, то необходимо подумать над будущей речью несколько дней. За это время появится множество новых идей.
Стержневая идея – это основной тезис, который необходимо ясно сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько стержневых идей, но не более трех.
Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией, смысл которой состоим в не произносимых, но подразумеваемых выражениях типа «Если вы не сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему вы не делаете то-то и то- то». Подобный слегка раздраженный тон позволяет докладчику эффективнее донести свою идею до слушателей.
Возможные интонационные окраски выступлений следующие:
— мажорная;
— беспечная или юмористическая;
— шутливая;
— сердитая или упрекающая;
— мрачная;
— торжественная;
— предостерегающая;
— просительная.
Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить
(цель) и о чем говорить (средства достижения цели).
Требования к основному тезису выступления:
— фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;
— суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;
— мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.
После подготовки плана выступления полезно проконтролировать себя вопросами:
— Вызывает ли мое выступление интерес?
— Достаточно ли я знаю по данному вопросу и имеется ли у меня достаточно данных?
— Смогу ли я закончить выступление в отведенное время?
— Соответствует ли мое выступление уровню моих знаний и опыту?
2 Оценка аудитории и обстановки
Спросите себя: «Кто мои слушатели?». Если ответ затруднителен, то лучше представить себе группу из двух-трех человек, к которым обращено выступление и готовить речь для них. Обязательно нужно принять во внимание следующие характеристики аудитории:
— возраст;
— уровень образования;
— профессия;
— цель прихода людей на выступление;
— уровень заинтересованности в теме;
— уровень осведомленности в данном вопросе;
Желательно заранее поговорить с некоторыми людьми из предполагаемой публики, чтобы лучше узнать аудиторию.
Место выступления – очень важный фактор успешного выступления. Для того, чтобы чуствовать себя уверенно, нужно заранее придти в зал и освоиться.
Если предполагается использование микрофона, то его необходимо отрегулировать.
3 Кодирование
Оценка темы, цели и аудитории является основой и фоном следующего этапа докоммуникативной фазы – «кодирования», т.е. создания сообщения на данную тему, с заданной целью, для данной аудитории и в соответствии с конкретной обстановкой. Этот этап включает:
— подбор материалов;
— композиционно-логическое оформление речи;
— использование фактологического материала;
— работу над языком и стилем выступления.
1 Фактологический материал
Цифровые данные, для облегчения восприятия лучше демонстрировать посредством таблиц и графиков, а не злоупотреблять их зачитыванием.
Лучше всего, когда в устном выступлении количество цифрового материала ограничено, на него лучше ссылаться, а не приводить полностью, так как цифры скорее утомляют слушателей, нежели вызывают интерес.
Докоммуникативная фаза обязательно должна завершаться репетицией выступления. Потренироваться можно перед близкими или друзьями, можно использовать средства аудиозаписи и видеозаписи, чтобы проконтролировать хронометраж, качество выступления – одним словом, посмотреть на себя со стороны.
Подготовка по существу вопросов:
— анализ проблемы, ситуации
— формирование целей, задач, общего подхода к выступлению и собственной позиции
— подготовка речи и аргументации выводов
— подбор необходимых документов и материалов
— Учитывать возрастной и половой факторы.