тема величия русской земли и традиции ораторского слова в изображении батальных сцен.

Тема величия русской земли в «Слове» проявляется в большей степени в стиле монументального историзма, использованного для данного произведения. Это и масштабность исторического мышления автора, и его панорамное зрение, которое показывает всю огромность земли русской, всю её красоту и живость. Наполненные жизнью и деятельностью города русские противопоставлены безжизненной пустой половецкой степи.

Чем шире автор «Слова» охватывает своим умственным взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится её образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение пространства и простора, постоянно присутствующее в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, во́роны, соловьи, галки, кречеты, лебеди…), совершающие большие перелёты («Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая, галици стада бѣжать къ Дону великому», вороны несутся к синему морю и т.д.); ветер и отдаленное море подчёркивают это ощущение.

Древнерусские книжники использовали богатые традиции устных публичных выступлений: краткие речи князей, в которых те вдохновляли своих воинов перед битвами, речи, с которыми князья посылали своих послов к другим князьям или иноземным правителям. Основным из используемых приёмов ораторского искусства в «Слове» является обращение («Княже!», «Братие!», «О, ветре, Ветрило!» и т.д.)

Батальные сцены сохраняют эффект «экранирования» действий людей на природный «экран». Природные явления вторят, подчёркивают, усиливают, оттеняют столкновение Русичей с половцами: «На реке Каяле тьма свет прикрыла: стало темно в третий день…», «Но уже, князья, Игорю померк солнца свет! И древо не добром листву сронило!».

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector