Вопросы к экзамену по истории зарубежной литературы античности, средних веков и Возрождения для студентов факультета филологии и журналистики, ОЗО


  1. Историко-географическое положение Древней Греции. Своеобразие античной культуры. Этапы развития античной культуры, их краткая характеристика.
  2. Миф – древняя форма сознания; синкретизм как ее отличительная особенность. Анимизм, фетишизм, тотемизм мифологического сознания.
  3. Условия формирования гомеровского эпоса и «конститутивные признаки эпопеи» (М.Бахтин).
  4. Синкретизм эпического миропонимания в «Илиаде» Гомера. Образ мира и человека в поэме.
  5. Разновидности древнегреческой архаической лирики, схема жанров и их краткая характеристика.
  6. Характеристика творчества Тиртея и Архилоха: особенности миропонимания и поэтики.
  7. Характеристика творчества Алкея, Сапфо и Анакреонта: особенности миропонимания и поэтики.
  8. Древнегреческая трагедия. Определение Аристотеля; Вяч.Иванов о происхождении трагедии. Древнегреческий театр, структура античной трагедии.
  9. Основной конфликт и проблематика трагедии Эсхила «Семеро против Фив».

10.  Основной конфликт и проблематика трагедии Софокла «Антигона».

11.  Основной конфликт и проблематика трагедии Еврипида «Медея».

12.  Роман Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Тема и образ Судьбы (Фортуны), их значение в произведении. Мотив метаморфозы в романе.

13.  Лирика Катулла и Горация: историко-культурная обусловленность тематики, художественное своеобразие.

14.  Евангелие, время создания и реально-историческая основа книги. Что такое «завет», почему он назван «новым»? Каков смысл слов Иисуса «Не нарушить пришел я, но исполнить»?

15.  Какова история заключения Нового завета, какие свидетельства о том, что он был заключен, содержатся в Евангелии? Каков смысл жертвы Христа?

16.  Как Иисус истолковал в свете своего учения шестую и седьмую заповеди «древнего» (Моисея) [5:21-30] и заповеди о мести и любви к ближнему [5:38-48]?

17.  Каков смысл притчи Иисуса о доме на камне и доме на песке [7:24-27]? О нечистом духе, вышедшем из человека [12:43-45]? О сеятеле [13:1-9, 18-23]; о пшенице и плевелах [13:24-30]? О десяти девах [25:1-13]? Две – три  притчи на выбор.

18.  «Божественная комедия» Данте – образец и итог идейно-художественной культуры средневековья. Данте-гражданин, христианин, поэт. Данте-герой «Божественной комедии» (по разным эпизодам поэмы).

19.  Преддверие Ада и «жалкие души». Содержание и смысл этого эпизода. Позиция автора.

20.  Фарината дельи Уберти. Характеристика этого героя в сравнении с грешниками Лимба и преддверия Ада.

21.  Улисс, граф Уголино. Анализ одного из эпизодов.

22.  Роман Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» как произведение «высокого» Ренессанса. Особенности образа человека в романе. Черты гротеска.

23.  Роман Ф.Рабле как произведение «высокого» Ренессанса. Гуманистические идеи Рабле, их воплощение в романе.

24.  Трагедия В.Шекспира «Гамлет» — произведение «позднего» Ренессанса. Представление Шекспира о человеке и его месте в мире, его художественное воплощение.

25.  Роман Сервантеса «Дон Кихот» как произведение «позднего» Ренессанса. Его национально-историческое своеобразие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector