Группировочным признаком (или основанием группировки) называется признак, по которому производится группировка. В качестве основания группировки следует использовать существенные признаки.
По способу выражения признаки могут быть:
– количественные (непрерывные и дискретные);
– качественные (атрибутивные и альтернативные).
По степени значимости признаки делятся на:
– основные;
– второстепенные.
По способу получения признаки могут быть:
– первичные (полученные в ходе статистического наблюдения);
– вторичные (расчетные).
По характеру зависимости признаки делятся на:
– факторные, т.е. такие, которые действуют на процесс;
– результативные, получаемые как итог от воздействия на процесс различных факторов. Причем в зависимости от сложившихся объективных условий и цели исследования признаки могут меняться ролями. В одних случаях они являются факторными признаками. В других – результативными. Так, с одной стороны, величина прибыли предприятий торговли зависит от качества деятельности их коллективов, с другой – является основным источником дальнейшего расширения всего торгового потенциала (основных фондов, увеличения числа работников торговли и т.д.) Таким образом, в первом случае прибыль выступает результативным признаком, во втором – факторным.
Выбор группировочного признака всегда основан на теоретическом анализе природы исследуемого объекта.