Некоторые общие черты системы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Польше, Франции, Дании

Несмотря на то, что системы реагирования на правонару­шения несовершеннолетних в различных государствах отличны друг от друга, что вполне оправданно, т. к. не существует какой- либо единой модели; как различаются государства в аспекте ис­торических особенностей, традиций, сложившегося менталитета, устройства государства, территориальных и иных особенностей, так и системы различаются между собой. Однако, на современ­ном этапе развития общества, сложились некоторые общие чер­ты, присущие системам разных государств. Так, например, мож­но выделить некоторые общие положительные характеристики, присущие системам Франции, Дании, Польши:

  1. Индивидуальный подход в работе с несовершеннолетни­ми правонарушителями, основанный на гуманистическом психо­лого-педагогическом подходе, при несомненном уважении и со­блюдении прав человека.
  2. Во Франции, в Польше и в Дании имеет место специаль­ное правосудие по делам несовершеннолетних. Во Франции пер­вый автономный суд был создан в марте 1914 года; в Польше — в 1919 г. Современная французская система ювенальной юстиции существует в соответствии с Указом от 2 февраля 1945 года, в Польше — в соответствии с Законом «О судопроизводстве в от­ношении несовершеннолетних» 1982 года. Несмотря на то, что ювенальная юстиция в Дании отсутствует, существует специали­зация судей, занимающихся вопросами несовершеннолетия.
  3. Во   всех указанных странах существует так называемое «социальное насыщение» уголовных дел, присущее ювенальной юстиции. Так, во Франции социальное насыщение дела о право­нарушении несовершеннолетнего осуществляется специальным куратором, который относится к Службе судебной защиты моло­дежи. В Польше — это судебный куратор. В Дании — представи­тель социальной службы.
  4. Целью применения любых мер воздействия по отноше­нию к несовершеннолетним является их воспитание, а не наказа­ние, ресоциализация несовершеннолетних т. е. исправление, воз­врат в общество посредством индивидуализированного ресоциа- лизационного процесса, в котором принимают участие психоло­ги, педагоги, социальные работники. При этом сам несовершен­нолетний является не пассивным объектом профилактического воздействия, а субъектом процесса ресоциализации.
  5. Восстановительный подход в работе с несовершеннолет­ним, когда с одной стороны, к несовершеннолетнему применяются какие-то принудительные меры воздействия, связанные с ограни­чением его каких-либо прав, но с другой стороны, происходит вос­становление его нарушенных прав, содействие их реализации.
  6. Системность в работе, когда как только несовершенно­летний сталкивается со сферой уголовного правосудия осуществ­ляется его индивидуальное сопровождение, продолжающееся до тех пор, пока несовершеннолетний не ресоциализировался либо до его совершеннолетия и поэтому, например, в Дании рассмот­рение дела несовершеннолетнего в суде будет отложено, если отсутствует социальный работник, который занимается данным ребенком.
  7. Во всех этих странах профилактическая работа по устра­нению причин и условий, способствующих совершению право­нарушений, преступлений несовершеннолетних проводится на всех уровнях — во всех перечисленных странах данная проблема считается государственной и поэтому реализуемые мероприятия, относятся и к государственной политике в целом, и к местным сообществам, и к отдельной семье, и к отдельному ребенку.
  8. Во всех странах созданные системы сочетают в себе не­которую традиционность (так, например, в Польше функциони­рует Молодежный Центр, который открылся в конце восьмидеся­тых годов, причем на основании того же Устава, который исто­рически существовал в нем до второй мировой войны, начиная с 1934 года). Однако наряду с такой традиционностью присутству­ет и динамичность, т. е. готовность к изменениям происходящим в обществе, в структуре преступности несовершеннолетних.
  9. Во  всех этих странах имеется достаточно большое разно­образие мер, которые можно применить к несовершеннолетним. Так, по законодательству Польши, к несовершеннолетнему мож­но применить: выговор, ограничения разного рода, компенсация ущерба, контроль со стороны родителей, которые обязаны регу­лярно информировать суд о поведении ребенка, контроль со сто­роны организации, работающей с детьми, контроль со стороны куратора, посещение «кураторского Центра», содержание в вос­питательном центре, содержание в исправительном центре, кроме того, к несовершеннолетним могут применяться и наказания, вплоть до лишения свободы.
  10. Во всех перечисленных странах имеется система разно­образных структур, в которые можно поместить несовершенно­летнего правонарушителя (на полное обеспечение, для дневного пребывания и др.) с учетом его индивидуальных особенностей и поведения. Так, например, во Франции существуют следующие службы: общежития; Воспитательные Центры, Центр усиленного воспитания, Центр срочного размещения, Воспитательный Центр в открытой среде, Центр дневного пребывания, Закрытый воспита­тельный Центр, Службы сопровождения, фостерные семьи, и др.
  11. Применение в качестве наказания к несовершеннолет­нему лишения свободы во всех этих системах осуществляется в качестве самой крайней меры государственного принуждения, когда все иные меры, применяемые ранее, не имели воздействия на подростка и на максимально непродолжительный срок. И в Польше, и во Франции и в Дании существуют специальные тюрьмы для подростков, однако средний срок пребывания несо­вершеннолетних в тюрьме Дании — 1 месяц (максимально — 3 ме­сяца в исключительных случаях). В Польше применить к несо­вершеннолетнему тюремное заключение можно только до дости­жении 15 лет и только в том случае, когда его ресоциализация не возможна с помощью других средств. Однако, и в этих учрежде­ниях основной целью изоляции, является не изоляция (т. е. не изоляция для изоляции), а исправление, ресоциализация несо­вершеннолетнего.
  12. В Польше, во Франции судебная система (ювенальная юстиция) отслуживает процесс исправления несовершеннолетне­го и судья в любой момент ресоциализации может вмешаться в этот процесс и изменить меру воздействия в отношении несо­вершеннолетнего, как в сторону смягчения, так и в сторону уже­сточения. Судья информируется о всем процессе ресоциализации несовершеннолетнего.
  13. Наличие целостной системы постенитенциарной адап­тации несовершеннолетних. Например, в Польше существуют специальные Адаптационные Центры — открытые учреждения, в которых молодой человек может проживать до тех пор, пока не найдет работу, или место учебы.
  14. Необходимо также отметить, что в этих странах, несмот­ря на то, что возраст совершеннолетия установлен на восемнадца­тилетней возрастной границе, все структуры и службы, занимаю­щиеся несовершеннолетними, берут под свою опеки и лиц в воз­расте до 21 года, так называемую совершеннолетнюю молодежь.
  15. При явном отличии в системах (так в Дании основную роль в работе с несовершеннолетними играют социальные служ­бы, во Франции и в Польше — центральным звеном являются су­ды), во всех этих странах огромная роль уделяется работе с семь­ей, взаимодействию с общественностью (в большей степени это можно наблюдать во французской системе).

Выше изложенные черты позволяют сделать вывод о том, что, несмотря на значительные отличия между системами госу­дарственного реагирования на правонарушения несовершенно­летних существующими в различных государствах, могут иметь место некоторые общие характеристики, которые лежат в основе эффективной системы профилактики.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector