В Иркутской области о дистанционном образовании заговорили всерьез после конгресса ЮНЕСКО в 1996 году. Специалистами Иркутского государственного университета проведен анализ используемых в регионе инструментальных средств, применяемых для организации учебного процесса с использованием дистанционных технологий обучения. Удивило их разнообразие. В Иркутском государственном университете в течение 4 лет используется разработанная специалистами Байкальского института международного менеджмента сетевая система дифференцированного обучения «Гекадем», Иркутский государственный технический университет внедряет сетевую систему дистанционного обучения «Орокс», Иркутский государственный университет путей сообщения — «Прометей». У каждой системы есть свои преимущества, но существенным недостатком является отсутствие единого стандарта, что препятствует развитию плодотворного обмена между образовательными учреждениями.
Информационно-образовательная среда, созданная Российским государственным институтом открытого образования, позволит осуществить реальный выход образовательных учреждений и организаций Российской Федерации на отечественный и мировой рынки образовательных услуг на основе всемерного использования новых информационных и педагогических технологий дистанционного обучения, включая сетевой рынок образовательных услуг в Интернет. Весомым преимуществом этого инструментального средства является постоянное совершенствование и модификация.
Ученый совет Института математики и экономики Иркутского государственного университета постановил: в осеннем семестре 2002 года использовать для обучения студентов специальности 351500 «математическое обеспечение и администрирование информационных систем» информационно- образовательную среду в рамках российского портала открытого образования openet.ru. Эксперимент был разделен на три этапа:
- ознакомление студентов с возможностями ИОС ОО РФ и приобретение навыков работы;
- организация и проведение учебного процесса с использованием ИОС ОО РФ;
- анализ опыта использования ИОС ОО РФ.
Учитывая предварительный уровень подготовки и имеющиеся навыки работы с компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и информационными технологиями, свойственные студентам этой специальности, первый этап оказался самым простым и скоротечным. Студенты отметили удобства предложенного интерфейса ИОС ОО и достаточность системы документирования.
Для реализации второго этапа сотрудниками Иркутского государственного университета Карпуковой А. Л., Рожиной А. В., Рожиной Л. В., Эринчек Н. М. были разработаны дистанционные курсы «Базы данных и СУБД», «Технология разработки программного обеспечения», «Операционные системы и оболочки», «Информация и информатика», «История Иркутского государственного университета» и др. Причем каждый курс имеет свою особенность, например:
- «Базы данных и СУБД» — ориентирован на читателей;
- «Технология разработки программного обеспечения» — позволяет проводить обучение без очных встреч с преподавателем или тьютором;
- «Операционные системы и оболочки» — включает тестирование и проведение групповых занятий в рамках чатов и форумов ИОС ООРФ;
- «Информация и информатика» — предусматривает тестирование по выбранным темам;
- «История Иркутского государственного университета» — тестовый курс для изучения возможностей openet.ru.
Таким образом, в осеннем семестре 2002/2003 года в рамках российского портала открытого образования в виртуальном представительстве Иркутского государственного университета зарегистрировано 44 слушателя и 31 читатель, являющиеся студентами ИМЭ ИГУ.