Мировая экономика находится сегодня в состоянии перехода к новому типу воспроизводства — инновационному. Его формируют в своих странах, прежде всего, наиболее развитые государства, для которых и свойственна «новая экономика», получившая в работах разных ученых мира название «постиндустриальной экономики», «информациональной», «экономики знаний», сетевой экономики, экономики деловых услуг и т. д. Этот процесс характеризуется глубокими системными изменениями социально-экономического характера. В естественном процессе движения к инновационной экономике прослеживается ряд закономерностей.
- Необходимость обладания высоким уровнем развития индустриальной системы, обеспечивающей удовлетворение не только базовых потребностей населения, но и активизацию процесса возвышения потребностей, формирование в стране продвинутого, изменчивого, взыскательного спроса населения и фирм.
- Высвобождение работников из сельскохозяйственного и промышленного производства, перемещение основной занятости в сферу услуг.
- Опережающий рост сектора наукоемких услуг, доля которых в ведущих странах ОЭСР достигла к 2000 г. 25 % ВВП.
- Движение в постиндустриальное общество обеспечивается накалом конкуренции, рыночной самонастройки экономики.
- Переход на новую ступень развития не отменяет необходимости государственного регулирования рыночной экономики, но сопровождается изменением его методов: характерным становится партнерство с бизнесом, стимулирование инвестиционной и инновационной активности, формирование инфраструктурных и институциональных условий для развития новых рынков.
- Страны, которые позднее вступают на путь инновационного развития, испытывают трудности, связанные с отсутствием внутреннего спроса на инновационную продукцию в силу низкого уровня жизни населения. Им необходимо включаться в конкурентную борьбу на сформировавшихся рынках инновационной продукции развитых стран, которые имеют больше системных условий для работы на них.
- Во всех странах Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР, переходящих от плановой системы к рыночной, наблюдается спад в производстве наукоемкой инновационной продукции, для производства которой не хватает сформированных новых системных рыночных условий. Однако этот спад затем постепенно преодолевается по мере развития рынков и целенаправленной деятельности государства по поддержке инновационного бизнеса.
Наиболее успешно продвигается в решении проблемы перехода к инновационной экономике, опираясь на сочетание централизованного планового начала и конкурентных, помогающих раскрытию предпринимательских способностей населения, методов хозяйствования КНР. Здесь реализуется заявленное еще в 1985 г. стремление достигнуть технологического паритета с развитыми странами, получают приоритетное развитие производительные силы инновационного и высокотехнологического типа, а в экспорте представлен широкий спектр продукции обрабатывающей промышленности, включая современные компьютеры и автомобили. Государство помогает своим производителям завоевывать позиции на внешних рынках инновационной продукции, оказывает мощную поддержку экспорту продукции из страны, выделяя для этого средства в объеме до 7 млрд дол. в год (ориентировочно — Россия в 2005 г. выделила на эти цели 0,7 млрд дол. при этом 600 млн — в форме государственных гарантий, в стране, крупнейшем производителе наукоемкой продукции, — США — 10 млрд дол.). О серьезности намерений и возможностях в укреплении своих позиций в новейших отраслях свидетельствует также приобретение крупнейшим китайским производителем компьютеров — компанией «Ленова Груп» на рынке США подразделения корпорации ИБМ по производству компьютеров. Приоритетами науки и техники по оценкам аналитиков в Китае является создание крупномасштабных интегрированных сетей, программного обеспечения и системы информационной безопасности.
По опыту российских реформ, когда ставка делалась главным образом на силы рыночной самоорганизации экономики, переход к инновационному типу воспроизводства менее успешен. Как ни странно на первый взгляд, но богатство природных ресурсов отодвинуло Россию от проблем приоритетного развития наукоемкой, инновационной продукции. Россия переживает ситуацию, известную в экономике как «голландская болезнь», когда ускоренное развитие добывающих отраслей угнетающе влияет на развитие обрабатывающей промышленности, на наукоемкое производство. Несмотря тта имеющийся научный потенциал разработкой и внедрением инноваций в нашей стране занимаются только 10 % предприятий, а доля высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной составляет всего 3-4,5 % 11 ). Доля России на мировом рынке продукции наукоемких секторов промышленности составляет 0,3 0,5 %. Россия представлена здесь ядерными технологиями, вооружением и военной техникой, производством ракетных двигателей, коммерческими запусками ракет-носителей для вывода на орбиту спутников, оборудованных для коммуникационной и навигационной инфраструктур.
Исследования показывают, для того чтобы страна занимала заметные позиции на рынках инновационной продукции, в ней должны вырасти крупные вертикально интегрированные корпорации, способные организовать инновационные процессы в стране по ключевым направлениям технического прогресса, конкурировать с другими ТНК и таким образом встраиваться в единую глобальную систему мирового научно-технического пространства. Такие национальные корпорации выступают центрами формирования сетей современных продвинутых малых и средних предприятий внутри страны. Кооперации разных форм бизнеса способствует аутсорсинг, играющий все более заметную роль в инновационных процессах в мире. Крупные корпорации развитых стран все чаще перемещают за рубеж не только производство, но и свою научно-исследовательскую деятельность. В наиболее выгодном положении оказываются такие
страны, как Китай и Индия, где уровень заработной платы остается низким, а количество и качество технических специалистов растет. Так, только компания «Дженерал электрик» открыла в Китае 27 лабораторий по широкому спектру научных разработок. По данным Китайского министерства науки и технологий 62 % ТНК считают Китай наиболее привлекательным местом проведения НИОКР, что обеспечивает опережение по этому показателю США (41 %). Только за 2002-2005 гт. число научно-исследовательских центров в КНР выросло с 200 до 750 — почти в 4 раза
В России сегодня роль пульсаров инноваций в какой-то мере играют компании сырьевого сектора «Норильский никель», «Русский алюминий», «Лукойл». Укрепляют свои позиции на внешних рынках компании, развивающиеся по принципу вертикальной интеграции в черной металлургии: Магнитогорский и Новолипецкий, Кузнецкий металлургические комбинаты, все больше проявляя интерес к выпуску высокотехнологичной продукции. Однако в несырьевом секторе только в последнее время выделилась одна высокотехнологичная компания — АФК «Система». О ее авторитете на рынках инновационной продукции свидетельствует размещение на Лондонской фондовой бирже в 2006 г. 18,98 % уставного капитала. АФТ «Система» сотрудничает с ведущими научными и образовательными центрами страны. Ею создан инновационно — технологический центр совместно с МГТУ им. Баумана и Институтом радиотехники и электроники РАН РФ, компания нацелена на активную работу в грех технико-внедренческих зонах — в Зеленограде, Дубне, Томске. Однако таких крупных высокотехнологичных компаний в России пока мало.
Хотя важны крупные игроки на рынке инновационной продукции, их эффективность зависит от кооперации с малыми и средними предприятиями. Межфирменная специализация, позволяет увеличить выработку на крупных машиностроительных предприятиях России в несколько раз. Исследователи отмечают также, что в странах с переходной экономикой рост числа малых и средних предприятий дает огромный толчок развитию сектора услуг, инновациям, свидетельствует об упрочении основ рыночного взаимодействия — стабильности прав собственности. Малые предприятия имеют достоинства в динамичности и широте поиска новых неудовлетворенных потребностей, в эффективности организации научных разработок. Именно малые наукоемкие предприятия во всем мире обеспечивают прогресс высоких технологий. Однако они также отличаются своими недостатками, к которым относится неустойчивость, ограниченность капитала, поэтому во всех развитых экономиках они получают поддержку со стороны государства или крупного бизнеса. В первый год реформ 1990-х гг. в России доля малых предприятий науки и научного обслуживания, опираясь на накопленный задел научных разработок советского времени, опередила по темпам роста даже предприятия торговли. Однако спад производства и отсутствие внутреннего спроса, отсутствие системных условий для развития рынков инновационной продукции, привели в дальнейшем к неуклонному сокращению количества малых предприятий науки и научного обслуживания до мизерной доли. Их численность составляет сегодня всего 30 тыс. единиц. Для поддержания рынка инновационной продукции этого недостаточно. Стремясь сохранить научный потенциал, государство создало в 1994 г. в России Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Его финансовой базой является 1,5 % расходов государства, выделяемых из федерального бюджета на гражданскую науку. Это составило в 2002 г. 434 млн руб. За время действия фонда в него было подано 6500 проектов от малых предприятий из 50 регионов страны, профинансировано более 2 тысяч проектов на сумму 1,7 млрд руб. Фонд создал в 11 регионах 30 инновационно- технологических центров, в которых объединено 250 малых предприятий с общим объемом годового производства 3 млрд руб. в год. Финансирование проектов предполагает партнерские отношения с бизнесом: средства, выделяемые фондом, не должны превышать 50 % затрат по проекту. О высокой эффективности работы фонда свидетельствует тот факт, что поступление налогов государству от этих предприятий в 2,4 раза превышает сумму полученных малыми предприятиями от государства бюджетных средств. Поддержанные фондом предприятия освоили свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустив на их основе продукции на десятки миллиардов рублей.
Однако только сейчас государство начинает реально приступать к активной политике продвижения страны к инновационной экономике, более системно распространять опыт поддержки высокотехнологичного малого бизнеса. Одним из направлений поддержки является укрепление венчурного бизнеса, который дает занятость высококвалифицированным специалистам. В настоящее время в России работает 20 венчурных фондов, управляющих финансовыми средствами на сумму около 2 млрд дол.. При этом главными инвесторами являются Европейский банк реконструкции и развития и правительство США, российского капитала очень мало. В развитых странах венчурный капитал обычно национального происхождения, однако всюду государство оказывало серьезное влияние на становление венчурных фондов. В России государство должно создать законодательные условия для расширения круга российских инвесторов в науку и инновационные предприятия, а также стимулировать их налоговыми льготами. В 2005 г. Правительство России приняло решение создать. ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) со 100%-ным участием государства. Государство вложит в РВК 15 млрд руб., которые затем будут направлены в венчурные фонды под частным управлением, которые в свою очередь профинансируют и разовьют по 100 -200 российских инновационных компаний. Размер каждого из венчурных фондов предполагается в объеме 50-100 млн дол. Государство предоставляет им около 49 % общей суммы активов под управление с примерно равными долями федеральных и региональных властей, берет себе только 3 % годовых на вложенные средства, остальное идет частным инвесторам венчурных фондов, приток которых формируют сами фонды. Эти инвесторы также имеют возможность выкупить принадлежащие РВК паи фонда пропорционально своему участию. Предполагается полный возврат государству вложенных средств с небольшой прибылью. По прогнозу министерства экономического развития общий объем венчурного финансирования предполагается довести в среднесрочной перспективе до 1,1 млрд дол. Первый венчурный фонд получит деньги уже в июне 2007 г.
Для формирования рынков инновационной продукции требуются комплексные условия, которые обеспечиваются территориальной концентрацией научных, учебных производственных, обслуживающих учреждений. Хороший опыт такого развития через техно- парковые структуры накоплен в Китае, где первый технопарк был учрежден в 1988 г. в районе Хайдань в Пекине. На территории площадью 100 кв. км находилось 50 высших учебных заведений, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых трудилось более 100 тыс. специалистов. На конец 1995 г. здесь было создано 2,5 тыс. инновационных фирм, 500 из них — с использованием иностранных инвестиций. За 6 лет с начала работы технопарка доходы от экспорта новых продуктов выросли с 3 до 100 млн дол. Второй крупной и успешно развивающейся зоной стала созданная в 1991 г. в Шеньяне технологическая зона «Наньху», где на территории 22 кв. км работает 12 вузов, 30 НИИ, 210 научно- исследовательских лабораторий, 220 предприятий новой и высокий технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала. Эта зона высоких технологий специализируется на производстве сенсорной, техники, цифровой контрольно-измерительной аппаратуры, робототехники. По подсчетам китайских специалистов на каждый вложенный в «Наньху» юань получено на 6 юаней готовой продукции. Технопарки стали реальными локомотивами научно- технического прогресса в этой с гране. За 10 лет промышленное производство в зонах высоких технологий возросло в 10 раз, освоены тысячи видов наукоемкой продукции. К началу XX века в Китае действовало 120 таких зон.
Сегодня на новом уровне в России снова вернулись к созданию особых научно-технологических зон инновационного развития, предъявляя более высокие требования к проработке их создания, нежели в середине 90-х. Сегодня реализация политики партнерства власти и бизнеса требует серьезного вклада местных бюджетов в работу ОЭЗ, а ог участника требуются определенные гарантии инвестиций. В 2006 г. в конкурсе на создание ОЭЗ было 70 заявок, победителей — только 6. Другой путь создания зон инновационного развития в России — создание технопарков. Первый реализуемый проект технопарков в инновационной модели высокотехнологичного развития России сегодня — это на базе Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Общий объем инвестиций в проект — 500 млн дол., при этом доля государства — не более 20 %. Будут привлечены, кроме того, международные кредитные организации (Всемирный Банк), финская фирма Технополис, которая является управляющей компанией, может также сама привлечь средства, ибо ее акции котируются на Хельсинской фондовой бирже. На площади 40 тыс. м2 здесь разместятся 1Т-компнии, в которых будет создано примерно 14 тыс. рабочих мест.
Важным направлением программы поддержки малого бизнеса, начатой в 2005 г. российским правительством стало финансирование создания бизнес-инкубаторов. По этой программе инновационной фирме на 3 года предоставляется место в бизнес-инкубаторе, где фирма обеспечивается необходимыми системами жизнеобеспечения, коммуникациями, пониженной арендной платой. За это время фирма должна вырасти и укрепиться для самостоятельной работы на рынке. По истечении этого периода фирма должна освободить место другим новичкам в бизнес-инкубаторе. Кроме того, предусмотрено еще одно важное направление, помогающее инновационному предприятию выйти на внешний рынок — поддержка экспорта малых инновационных предприятий. Государство берет на себя оплату сертификации продукции по международным стандартам, а также участие в международных выставках (хотя здесь и с последующим возмещением этих средств фирмой). Еще одним направлением поддержки малого бизнеса является сфера кредитования. Государство предполагает субсидирование процентной ставки и оплаты из бюджета банковских гарантий. Государство обязуется покрывать 90 % гарантийных расходов. Системой мер поддержки инновационного высокотехнологичного развития в России предусматривается также создание инновационной инфраструктуры и реализация проектов развития научных центров в Сибирском федеральном округе в городах Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске. Стоимость этих проектов оцениваются примерно в 1,3 млрд дол.