ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКОВ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИИ И ОПЫТ КИТАЯ

Мировая экономика находится сегодня в состоянии перехода к новому типу воспроизводства — инновационному. Его формируют в своих странах, прежде всего, наиболее развитые государства, для которых и свойственна «новая экономика», получившая в работах разных ученых мира название «постиндустриальной экономики», «информациональной», «экономики знаний», сетевой экономики, экономики деловых услуг и т. д. Этот процесс характеризуется глу­бокими системными изменениями социально-экономического харак­тера. В естественном процессе движения к инновационной экономи­ке прослеживается ряд закономерностей.

  1. Необходимость обладания высоким уровнем развития инду­стриальной системы, обеспечивающей удовлетворение не только базовых потребностей населения, но и активизацию процесса воз­вышения потребностей, формирование в стране продвинутого, из­менчивого, взыскательного спроса населения и фирм.
  2. Высвобождение работников из сельскохозяйственного и промышленного производства, перемещение основной занятости в сферу услуг.
  3. Опережающий рост сектора наукоемких услуг, доля которых в ведущих странах ОЭСР достигла к 2000 г. 25 % ВВП.
  4. Движение в постиндустриальное общество обеспечивается накалом конкуренции, рыночной самонастройки экономики.
  5. Переход на новую ступень развития не отменяет необходи­мости государственного регулирования рыночной экономики, но сопровождается изменением его методов: характерным становится партнерство с бизнесом, стимулирование инвестиционной и иннова­ционной активности, формирование инфраструктурных и институ­циональных условий для развития новых рынков.
  6. Страны, которые позднее вступают на путь инновационного развития, испытывают трудности, связанные с отсутствием внутрен­него спроса на инновационную продукцию в силу низкого уровня жизни населения. Им необходимо включаться в конкурентную борь­бу на сформировавшихся рынках инновационной продукции развитых стран, которые имеют больше системных условий для работы на них.
  7. Во всех странах Центральной и Восточной Европы, бывшего СССР, переходящих от плановой системы к рыночной, наблюдается спад в производстве наукоемкой инновационной продукции, для производства которой не хватает сформированных новых системных рыночных условий. Однако этот спад затем постепенно преодолева­ется по мере развития рынков и целенаправленной деятельности го­сударства по поддержке инновационного бизнеса.

Наиболее успешно продвигается в решении проблемы перехода к инновационной экономике, опираясь на сочетание централизован­ного планового начала и конкурентных, помогающих раскрытию предпринимательских способностей населения, методов хозяйство­вания КНР. Здесь реализуется заявленное еще в 1985 г. стремление достигнуть технологического паритета с развитыми странами, полу­чают приоритетное развитие производительные силы инновацион­ного и высокотехнологического типа, а в экспорте представлен ши­рокий спектр продукции обрабатывающей промышленности, вклю­чая современные компьютеры и автомобили. Государство помогает своим производителям завоевывать позиции на внешних рынках ин­новационной продукции, оказывает мощную поддержку экспорту продукции из страны, выделяя для этого средства в объеме до 7 млрд дол. в год (ориентировочно — Россия в 2005 г. выделила на эти цели 0,7 млрд дол. при этом 600 млн — в форме государственных га­рантий, в стране, крупнейшем производителе наукоемкой продук­ции, — США — 10 млрд дол.). О серьезности намерений и возможностях в укреплении своих позиций в новейших отраслях свидетельст­вует также приобретение крупнейшим китайским производителем компьютеров — компанией «Ленова Груп» на рынке США подразде­ления корпорации ИБМ по производству компьютеров. Приорите­тами науки и техники по оценкам аналитиков в Китае является соз­дание крупномасштабных интегрированных сетей, программного обеспечения и системы информационной безопасности.

По опыту российских реформ, когда ставка делалась главным образом на силы рыночной самоорганизации экономики, переход к инновационному типу воспроизводства менее успешен. Как ни странно на первый взгляд, но богатство природных ресурсов ото­двинуло Россию от проблем приоритетного развития наукоемкой, инновационной продукции. Россия переживает ситуацию, известную в экономике как «голландская болезнь», когда ускоренное развитие добывающих отраслей угнетающе влияет на развитие обрабаты­вающей промышленности, на наукоемкое производство. Несмотря тта имеющийся научный потенциал разработкой и внедрением инно­ваций в нашей стране занимаются только 10 % предприятий, а доля высокотехнологичной продукции в общем объеме отгруженной со­ставляет всего 3-4,5 % 11 ). Доля России на мировом рынке продук­ции наукоемких секторов промышленности составляет 0,3 0,5 %. Россия представлена здесь ядерными технологиями, вооружением и военной техникой, производством ракетных двигателей, коммерче­скими запусками ракет-носителей для вывода на орбиту спутников, оборудованных для коммуникационной и навигационной инфра­структур.

Исследования показывают, для того чтобы страна занимала за­метные позиции на рынках инновационной продукции, в ней долж­ны вырасти крупные вертикально интегрированные корпорации, способные организовать инновационные процессы в стране по клю­чевым направлениям технического прогресса, конкурировать с дру­гими ТНК и таким образом встраиваться в единую глобальную сис­тему мирового научно-технического пространства. Такие нацио­нальные корпорации выступают центрами формирования сетей со­временных продвинутых малых и средних предприятий внутри страны. Кооперации разных форм бизнеса способствует аутсорсинг, играющий все более заметную роль в инновационных процессах в мире. Крупные корпорации развитых стран все чаще перемещают за рубеж не только производство, но и свою научно-исследовательскую деятельность. В наиболее выгодном положении оказываются такие

страны, как Китай и Индия, где уровень заработной платы остается низким, а количество и качество технических специалистов растет. Так, только компания «Дженерал электрик» открыла в Китае 27 ла­бораторий по широкому спектру научных разработок. По данным Китайского министерства науки и технологий 62 % ТНК считают Китай наиболее привлекательным местом проведения НИОКР, что обеспечивает опережение по этому показателю США (41 %). Только за 2002-2005 гт. число научно-исследовательских центров в КНР выросло с 200 до 750 — почти в 4 раза

В России сегодня роль пульсаров инноваций в какой-то мере играют компании сырьевого сектора «Норильский никель», «Рус­ский алюминий», «Лукойл». Укрепляют свои позиции на внешних рынках компании, развивающиеся по принципу вертикальной инте­грации в черной металлургии: Магнитогорский и Новолипецкий, Кузнецкий металлургические комбинаты, все больше проявляя ин­терес к выпуску высокотехнологичной продукции. Однако в несырь­евом секторе только в последнее время выделилась одна высокотех­нологичная компания — АФК «Система». О ее авторитете на рынках инновационной продукции свидетельствует размещение на Лондон­ской фондовой бирже в 2006 г. 18,98 % уставного капитала. АФТ «Система» сотрудничает с ведущими научными и образовательными центрами страны. Ею создан инновационно — технологический центр совместно с МГТУ им. Баумана и Институтом радиотехники и элек­троники РАН РФ, компания нацелена на активную работу в грех тех­нико-внедренческих зонах — в Зеленограде, Дубне, Томске. Однако таких крупных высокотехнологичных компаний в России пока мало.

Хотя важны крупные игроки на рынке инновационной продук­ции, их эффективность зависит от кооперации с малыми и средними предприятиями. Межфирменная специализация, позволяет увели­чить выработку на крупных машиностроительных предприятиях России в несколько раз. Исследователи отмечают также, что в странах с переходной экономикой рост числа малых и средних предприятий дает огромный толчок развитию сектора услуг, инно­вациям, свидетельствует об упрочении основ рыночного взаимодей­ствия — стабильности прав собственности. Малые предприятия име­ют достоинства в динамичности и широте поиска новых неудовле­творенных потребностей, в эффективности организации научных разработок. Именно малые наукоемкие предприятия во всем мире обеспечивают прогресс высоких технологий. Однако они также от­личаются своими недостатками, к которым относится неустойчивость, ограниченность капитала, поэтому во всех развитых экономи­ках они получают поддержку со стороны государства или крупного бизнеса. В первый год реформ 1990-х гг. в России доля малых пред­приятий науки и научного обслуживания, опираясь на накопленный задел научных разработок советского времени, опередила по темпам роста даже предприятия торговли. Однако спад производства и от­сутствие внутреннего спроса, отсутствие системных условий для развития рынков инновационной продукции, привели в дальнейшем к неуклонному сокращению количества малых предприятий науки и научного обслуживания до мизерной доли. Их численность состав­ляет сегодня всего 30 тыс. единиц. Для поддержания рынка иннова­ционной продукции этого недостаточно. Стремясь сохранить науч­ный потенциал, государство создало в 1994 г. в России Фонд содей­ствия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Его финансовой базой является 1,5 % расходов государства, выделяемых из федерального бюджета на гражданскую науку. Это составило в 2002 г. 434 млн руб. За время действия фонда в него бы­ло подано 6500 проектов от малых предприятий из 50 регионов страны, профинансировано более 2 тысяч проектов на сумму 1,7 млрд руб. Фонд создал в 11 регионах 30 инновационно- технологических центров, в которых объединено 250 малых пред­приятий с общим объемом годового производства 3 млрд руб. в год. Финансирование проектов предполагает партнерские отношения с бизнесом: средства, выделяемые фондом, не должны превышать 50 % затрат по проекту. О высокой эффективности работы фонда сви­детельствует тот факт, что поступление налогов государству от этих предприятий в 2,4 раза превышает сумму полученных малыми пред­приятиями от государства бюджетных средств. Поддержанные фон­дом предприятия освоили свыше 1000 запатентованных изобретений, выпустив на их основе продукции на десятки миллиардов рублей.

Однако только сейчас государство начинает реально присту­пать к активной политике продвижения страны к инновационной экономике, более системно распространять опыт поддержки высоко­технологичного малого бизнеса. Одним из направлений поддержки является укрепление венчурного бизнеса, который дает занятость высококвалифицированным специалистам. В настоящее время в России работает 20 венчурных фондов, управляющих финансовыми средствами на сумму около 2 млрд дол.. При этом главными ин­весторами являются Европейский банк реконструкции и развития и правительство США, российского капитала очень мало. В развитых странах венчурный капитал обычно национального происхождения, однако всюду государство оказывало серьезное влияние на станов­ление венчурных фондов. В России государство должно создать за­конодательные условия для расширения круга российских инвесто­ров в науку и инновационные предприятия, а также стимулировать их налоговыми льготами. В 2005 г. Правительство России приняло решение создать. ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) со 100%-ным участием государства. Государство вложит в РВК 15 млрд руб., которые затем будут направлены в венчурные фонды под частным управлением, которые в свою очередь профинансируют и разовьют по 100 -200 российских инновационных компаний. Размер каждого из венчурных фондов предполагается в объеме 50-100 млн дол. Государство предоставляет им около 49 % общей суммы акти­вов под управление с примерно равными долями федеральных и ре­гиональных властей, берет себе только 3 % годовых на вложенные средства, остальное идет частным инвесторам венчурных фондов, приток которых формируют сами фонды. Эти инвесторы также имеют возможность выкупить принадлежащие РВК паи фонда про­порционально своему участию. Предполагается полный возврат го­сударству вложенных средств с небольшой прибылью. По прогнозу министерства экономического развития общий объем венчурного финансирования предполагается довести в среднесрочной перспек­тиве до 1,1 млрд дол. Первый венчурный фонд получит деньги уже в июне 2007 г.

Для формирования рынков инновационной продукции требу­ются комплексные условия, которые обеспечиваются территориаль­ной концентрацией научных, учебных производственных, обслужи­вающих учреждений. Хороший опыт такого развития через техно- парковые структуры накоплен в Китае, где первый технопарк был учрежден в 1988 г. в районе Хайдань в Пекине. На территории пло­щадью 100 кв. км находилось 50 высших учебных заведений, 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых трудилось более 100 тыс. специалистов. На конец 1995 г. здесь было создано 2,5 тыс. инновационных фирм, 500 из них — с использовани­ем иностранных инвестиций. За 6 лет с начала работы технопарка доходы от экспорта новых продуктов выросли с 3 до 100 млн дол. Второй крупной и успешно развивающейся зоной стала созданная в 1991 г. в Шеньяне технологическая зона «Наньху», где на террито­рии 22 кв. км работает 12 вузов, 30 НИИ, 210 научно- исследовательских лабораторий, 220 предприятий новой и высокий технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного ка­питала. Эта зона высоких технологий специализируется на произ­водстве сенсорной, техники, цифровой контрольно-измерительной аппаратуры, робототехники. По подсчетам китайских специалистов на каждый вложенный в «Наньху» юань получено на 6 юаней гото­вой продукции. Технопарки стали реальными локомотивами научно- технического прогресса в этой с гране. За 10 лет промышленное про­изводство в зонах высоких технологий возросло в 10 раз, освоены тысячи видов наукоемкой продукции. К началу XX века в Китае действовало 120 таких зон.

Сегодня на новом уровне в России снова вернулись к созданию особых научно-технологических зон инновационного развития, предъявляя более высокие требования к проработке их создания, нежели в середине 90-х. Сегодня реализация политики партнерства власти и бизнеса требует серьезного вклада местных бюджетов в работу ОЭЗ, а ог участника требуются определенные гарантии инве­стиций. В 2006 г. в конкурсе на создание ОЭЗ было 70 заявок, побе­дителей — только 6. Другой путь создания зон инновационного раз­вития в России — создание технопарков. Первый реализуемый проект технопарков в инновационной модели высокотехнологичного разви­тия России сегодня — это на базе Санкт-Петербургского университе­та телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича. Общий объем инвестиций в проект — 500 млн дол., при этом доля государства — не более 20 %. Будут привлечены, кроме того, международные кредитные органи­зации (Всемирный Банк), финская фирма Технополис, которая явля­ется управляющей компанией, может также сама привлечь средства, ибо ее акции котируются на Хельсинской фондовой бирже. На пло­щади 40 тыс. м2 здесь разместятся 1Т-компнии, в которых будет соз­дано примерно 14 тыс. рабочих мест.

Важным направлением программы поддержки малого бизнеса, начатой в 2005 г. российским правительством стало финансирование создания бизнес-инкубаторов. По этой программе инновационной фирме на 3 года предоставляется место в бизнес-инкубаторе, где фирма обеспечивается необходимыми системами жизнеобеспечения, коммуникациями, пониженной арендной платой. За это время фирма должна вырасти и укрепиться для самостоятельной работы на рынке. По истечении этого периода фирма должна освободить место дру­гим новичкам в бизнес-инкубаторе. Кроме того, предусмотрено еще одно важное направление, помогающее инновационному предпри­ятию выйти на внешний рынок — поддержка экспорта малых инно­вационных предприятий. Государство берет на себя оплату сертифи­кации продукции по международным стандартам, а также участие в международных выставках (хотя здесь и с последующим возмеще­нием этих средств фирмой). Еще одним направлением поддержки малого бизнеса является сфера кредитования. Государство предпо­лагает субсидирование процентной ставки и оплаты из бюджета банковских гарантий. Государство обязуется покрывать 90 % гаран­тийных расходов. Системой мер поддержки инновационного высо­котехнологичного развития в России предусматривается также соз­дание инновационной инфраструктуры и реализация проектов раз­вития научных центров в Сибирском федеральном округе в городах Новосибирске, Томске, Красноярске и Иркутске. Стоимость этих проектов оцениваются примерно в 1,3 млрд дол.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector