О некоторых актуальных проблемах взаимодействия органов управления образованием и педагогической общественности со средствами массовой информации

Для того чтобы наладить конструктивное взаимодействие со сред­ствами массовой информации — с »четвертой властью», — как ее теперь часто называют, необходимо четко себе представить, что она представляет собой в психологическом отношении. Журналисты по­лучили возможность, наконец, высказать свою точку зрения, пока­зывать любое явление, как они его видят, понимают и т.д. Чего они, по их мнению, долго добивались. Для обще­ства этот факт сам по себе отрадный, так как зависимость, жест­кие ограничительные рамки всегда были мощным стресс-фактором в деятельности журналистов. Это негативно сказывалось на объек­тивности их работы (в том числе и всего, что касалось школы, вос­питания).

Однако, раскрепощенные перестройкой и своим нынешним поло­жением, некоторые журналисты, как нам кажется, стали отходить от принципа объективности в освещении и анализе школьной жизни, проблем детей и молодежи, роли учителя и семейного воспитания. Стало много субъективизма, необоснованных обвинений, тенденци­озности. Они часто опираются не на целевые установки, которые бы помогли в развитии наших детей, решении проблем школы, а только на личный опыт, личные симпатии и антипатии, канонизированный опыт. Так, пропагандируется вроде бы инновация, или педагог, ко­торый ассоциируется с ней — а на самом деле мы пропагандируем «болезненные фантазии». (Так произошло с передачей по пропаганде опыта М.П.Щетинина в иркутских СМИ).

Приятное исключение, по общему мнению, составляет телепе­редача Иркутской государственной телерадиокомпании «Свидание» (редактор и ведущая Л.Шпрах), которая глубоко профессионально, интеллигентно, со знанием дела освещает проблемы образования и воспитания.

И все-таки незаметная, черновая, крайне трудоемкая работа учи­теля чрезвычайно редко находит место на страницах газет и других средств массовой информации.

Мы твердо убеждены, что не всякая информация о ребенке, о детстве, о проблемах, касающихся детей, может быть тиражирована.

Есть тайна — в том числе и тайна души. Ребенок имеет право на свою личную жизнь — как и любой человек. Но ребенок оказывается менее защищенным в этом.

Кроме того, во взаимодействии с работниками средств массовой информации имеется много психологических нюансов, которые мо­гут иметь для дела воспитания детей и юношества далеко идущие, не всегда положительные последствия. Прежде всего, это касается проблем асоциального поведения — наркомании, алкоголизма^ про­ституции. В частности, совсем недавно проституция и все, что связа­но с ней, стало не просто предметом пристального внимания, но (как бы мягче сказать) чуть ли не предметом «восхищения» в ряде моло­дежных и других изданий. Так, на конференции «Образование и Пра­вославие» (Иркутск — февраль 2000 г.) это также отмечали. Трудно поверить, но в одном из исследований по этой проблеме был выявлен потрясающий факт: на вопрос «Какая из профессий вас больше все­го привлекает?» — около 8% девочек 14-15 лет из числа опрошенных ответили: «Валютная проститутка».

В погоне за сенсацией работники средств массовой информации иногда забывают, насколько хрупким зданием сегодня является вос­питательный процесс. И насколько могучим является влияние средств массовой информации. У всех нас есть то, что называется професси­ональной деформацией. Именно она мешает нам сотрудничать пол­нокровно. Мы должны лучше знать профессиональные стороны друг друга: журналистов и педагогов.

Журналисты — люди эмоциональные, живо реагируют на «жи­вое», заинтересованное поведение собеседника. Это люди эрудиро­ванные. У них, как правило, формируется реактивное поведение — они быстро вникают в суть проблемы, легко концентрируют внима­ние на чем-либо.

Но профессиональные деформации мешают иногда вникать в суть дела, в глубину проблемы — отсюда поверхностные суждения; у журналистов сразу возникает свой образ ситуации или личности, в которой они не склонны вносить коррективы, при этом многие бы­стро переключаются на другой объект, другого человека, другую проблему. В какой-то степени у некоторых журналистов завышена самооценка. Все это нам надо знать для успешного взаимодействия.

Возникновение мировой информационной системы (структуры), превращение информации в экономическую категорию — вот в чем корень данной проблемы сегодня. Подрастающее поколение совре­менной России при низкой медиа-коммуникативной культуре не под­готовлено психологически к восприятию того «видеобума», который на него обрушился. Средства массовой информации стали достаточ­но жестким средством освоения окружающего мира, развития цен­ностных ориентаций личности, чуждых национальному менталите­ту россиянина.

Современная социокультурная ситуация (возникновение глобаль­ной и интерактивной системы коммуникаций, развитие средств муль­тимедиа, широкое вовлечение молодежи в процесс потребления массово- коммуникативной продукции, усиление роли видео в социализации личности) свидетельствует об острой необходимости принятия не­медленных и действенных мер.

Следует обратить внимание еще на одну чрезвычайно важную психологическую особенность: хотя массово-коммуникационная про­дукция бытового уровня создается с расчетом на легкость потре­бления, сама семиотическая (знаковая, образная система), сегодня используемая в массовой коммуникации, имеет тенденцию к исполь­зованию все более примитивных стереотипов — «кодов», которые практически не предполагают более или менее значимый образова­тельный уровень и рассчитанный, — и это чрезвычайно тревожно, — на низкий уровень духовности. Происходит разрыв между целя­ми воспитания и уровнем развития аудиовизуального языка, уровнем восприятия потребителя: зрителя, слушателя, читателя. Мы, педа­гоги, оказались к этому не готовы.

Неподготовленной к «информационной» революции оказались се­мья, взрослые, не способные отличить хорошее от подделки, воспри­нимающие с непосредственностью ребенка как содержание инфор­мации, так и технические приемы, средства и способы ее подачи, и это при практически свободном рынке кинопродукции, кабельном телевидении и активной работе досугово-компьютерных центров.

Как результат — падение уровня эстетической и духовной куль­туры.

В педагогической теории, в живой педагогической практике воз­никло новое направление, получившее название «медиа-образование». Потребности сегодняшнего дня ставят перед нами задачу создания научно- обоснованной программы для общеобразовательной школы, направленной на развитие критического мышления учащихся по от­ношению к медиа- текстам, коммуникационной культуре, воспита­ние грамотного потребителя средств массовой информации, обуче­ние его языку средств массовой информации, формирование умения адекватно воспринимать и оценивать продукцию средств массовой информации.

И здесь возникает еще одна серьезная проблема.

В психолого-педагогическом плане глубоко не проработаны во­просы специфических возможностей различных каналов информа­ции. Особенно их влияние с учетом возрастных, половых, индиви­дуальных особенностей учащихся, учителей и родителей.

Например, газета (а она может выходить ежедневно, три, один раз в неделю, и этот момент игнорировать тоже не следует) — наи­более латентное (скрытое, неявно обозначенное) средство массовой информации. Читатель не всегда знает, что опубликованная в печат­ном издании информация больше предназначена для рационального восприятия, поэтому чаще воспринимает ее эмоционально. Не слу­чайно в прошлые десятилетия так много внимания уделялось дет­ским и юношеским газетам и журналам. Детей учили, воспитывали, создавали положительные идеалы, формировали опыт общения при помощи прессы.

Сильная сторона телевидения — образность, эмоциональность, возможность быстрой реакции на те или иные события, ситуации, а также использование заранее и специально подготовленного видео­материала. Однако, по данным статистики, кроме информационного материала телевидения ребенок-зритель только за 20 часов видит 18 тысяч сцен, связанных с убийством и 30 тысяч «постельных сцен».

Итак, радио — это оперативность и ответ на вопрос ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Телевидение — образно-рациональный эффект воздействия и ответ на вопрос КАК? Печатные периодические издания — это аналитика и ответ на вопрос ПОЧЕМУ?

Главные же цели в аспекте медиа-образования могут быть обо­значены так:

  • формирование культуры взаимодействия со средствами массо­вой коммуникации;
  • обучение различным формам самовыражения при помощи ме­диа;
  • формирование языка анализа и интерпретация медиатекстов;
  • развитие творческих способностей (в том числе и в области медиа).

Реализация этих целей связана с формированием у слушателей и, прежде всего, учащихся следующих умений:

  • понимать различную мед и а-информацию;
  • грамотно читать медиатексты;
  • аргументировано оценивать информацию средств массовой ком­муникации;
  • умение создавать и передавать медиаинформацию, используя самостоятельность суждений и художественных предпочтений, са­мовыражаться с помощью медиа.

Решение этих задач зависит не только от школы, от педагогов, родителей, но в значительной мере от подготовки грамотного чи­тателя и зрителя и этим должны заняться региональные средства массовой информации. Все, что касается воспитания, школы, учите­ля, семьи, нравственных проблем совершенствования процесса обу­чения нуждается в особо деликатном освещении. В средствах мас­совой информации не редко освещаются не глубинные проблемы, а яркие однодневные факты.

Частично и визуально проанализировав материалы ведущих ре­гиональных средств массовой информации, хоть сколько-нибудь осве­щающих проблемы воспитания и образования в Иркутской области, удалось выявить не только открытость средств массовой информа­ции к сотрудничеству с образовательными учреждениями, но и по­нимание общих недостатков работы: это касается отсутствия тема­тических планов, постоянных рубрик, актива нештатных авторов, недостаток финансирования и т.п.

Однако анализ материалов региональных средств массовой ин­формации показал, что в условиях обретенной свободы слова возра­стает не только роль СМИ в воспитании, образовании молодежи, но и повышается их ответственность, так как сегодня только региональ­ные средства массовой информации со свойственной им положитель­ной консервативностью могут представлять разумную альтернативу разнузданному маскараду поп- культуры и ее идолам.

К сожалению, среди немногочисленных авторов, освещающих про­блемы воспитания, образования недостаточно талантливых и заинте­ресованных журналистов, в редакциях действует еще старый прин­цип — доверять освещение этих вопросов либо новичкам, либо — «неудачникам», — которые по объективным причинам не способны создать действенный тематический план и соответственно наладить регулярный выход в печать или эфир серьезных материалов, огра­ничиваясь лишь оперативной информацией.

В этой связи у дальновидных руководителей заинтересованных структур (школ, органов управления образованием) и редакторов средств массовой информации остается единственный способ «не за­копать» проблемы воспитания, образования и просвещения — это обратиться к специалистам, авторитетным учителям, педагогам и сделать их соавторами, то есть речь идет о необходимости повер­нуться лицом друг к другу.

Сегодня Главное управление общего и профессионального образо­вания Администрации Иркутской области имеет два своих издания — газеты «Шмель» и «Дважды два». «Дважды два» ориентирована на читателя среднего возраста (ученики 5-9 классов). Сотрудниче­ство с учениками школ города говорит о том, что газета читается определенной категорией учащихся. Рубрики, рисунки, объявления, викторины, разнообразная подача материалов работают на интересы потенциального читателя. К сожалению, в газете не хватает собы- тийных материалов из школ города, подготовленных самими уче­никами, слишком много объявлений и викторин. Неопределенность возрастной аудитории не позволяет выбрать приоритетный стиль газеты.

Решению проблем взаимодействия со средствами массовой инфор­мации могло бы способствовать оформление социального заказа с последующим финансированием. Этот вопрос неоднократно подни­мала Лига малой прессы — журналистов, работающих с детьми и для детей. Заказчиком непосредственно может стать Главное упра­вление общего и профессионального образования, а финансистом — администрация области.

Но, на наш взгляд, эффективнее направлять средства не в редак­ции и даже не конкретным журналистам, хотя, как разовый способ, этот вариант допустим в виде грантов, а на создание пресс-центра, который бы координировал взаимоотношения с прессой в интересах образования. Это наиболее перспективный путь, не требующий со­здания альтернативных средств массовой информации и в то же вре­мя оказывающий одновременное влияние на все средства массовой информации региона, рассылая пресс-релизы, дайджесты, трансли­руя инновационные педагогические идеи, духовные и нравственные ценности, организуя проведение пресс-конференций, круглых столов, сетевых мероприятий. Создание пресс-центра ГлавУО и ПО позво­лило бы профессионально, с точки зрения журналистики, и глубоко по содержанию, с точки зрения педагогики, содействовать обновле­нию школы, формированию воспитательных программ в новых соци­альных и экономических условиях, внедрению здоровьесберегающих технологий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector