Мифы XX века и проблема естественнонаучного образования

Опыт автора при общении со школьниками и студентами позво­лил сделать предварительный вывод о широком распространении некоторых убеждений (тезисов) мифологического характера, боль­шинство которых относится к сфере астрономии. Некоторые из этих тезисов в принципе проверяемы экспериментально и при проверке не­избежно должны быть опровергнуты, однако на это обстоятельство, как правило, внимание не обращается. Это и позволило отнести ука­занные тезисы к разряду мифологических, основываясь прежде всего на характере отношения к ним людей.

Автор сформулировал 8 тезисов, которые, по его мнению, отра­жают суть широко распространенных мифов. Ста школьникам — учащимся девятых классов Лицея ИГУ (г. Иркутск) весной 2000 года было предложено анонимно высказать свое отношение к этим тези­сам.

Поскольку эти учащиеся только что перешли в результате от­бора в упомянутый лицей из школ всего города, имея целью улуч­шенную подготовку для последующего поступления в вузы, выборка отражает представления наиболее сильных (как правило, наиболее читающих и думающих) учащихся. Можно с некоторой осторожно­стью утверждать, что, несмотря на явно недостаточную статистику полученных ответов, последняя тем не менее вполне адекватно от­ражает ситуацию, причем не только в Иркутске.

Предлагалось три варианта ответа— «верю», «не верю», и «дру­гое» , при этом «другое»отвечавший мог при желании расшифровать. Анкета вместе с распределением ответов приведены в таблице 1. Один ответ соответствует одному проценту в общей выборке.

Рассмотрим результаты опроса, приведенные в таблице.

Свою веру в основное положение астрологии — «планеты влия­ют на судьбы людей»— подтвердили 56% опрошенных. 37% заявили, что в это не верят, а 7% имели особые точки зрения, в большинстве случаев оставшиеся без пояснений. Этот результат хорошо подтвер­ждает итоги опроса, проводившегося в регионе ранее.

Таблица 1.

Мое отношение к идее Верю

Не верю

Иное
1 — что планеты влияют на судьбы людей 56

37

7
2 — что Землю посещают пришельцы с других планет 59

30

11
3 — что на Марсе обнаружены следы циви­лизации (сфинкс и т.д.) 49

40

11
4 — что египетские пирамиды и некоторые другие памятники истории созданы при­шельцами 26

64

10
5 — что при высокой солнечной активности опасно загорать 79

16

5
6 — что фазы Луны объясняются тенью Земли 53

35

12
7 — что близится конец света 9

86

5
8 — что на Землю скоро упадет астероид 10

79

И

В тезис о том, что Земля посещается пришельцами с других пла­нет, верят 59%. 30% с этим утверждением не согласны. 11% среди ответов выбрали «другое». В расшифрованных ответах из этой се­рии предлагаются уточнения: пришельцы прибывают не с других планет, а из других измерений; пришельцы прилетают, но очень редко. С учетом этого, можно утверждать, что по крайней мере две трети опрошенных уверены, что Земля (часто или редко) посещает­ся представителями иного разума.

49% опрошенных школьников верят в то, что на Марсе досто­верно обнаружены признаки высокоразвитой цивилизации (изваяние сфинкса, пирамиды, подобные египетским и т.д.). 40% в это не ве­рят. Из 11 отвечавших, указавших ответ «другое», пятеро написали, что они об этом ничего ранее не слышали. Все остальные (89%) ока­зались знакомы с этим мифом! Беседы со школьниками показали, что статьи в бульварных журналах и таблоидных газетах читали очень многие.

Следующий вопрос имел целью выяснить отношение школьников к концепции Эриха фон Деникена, утверждающего, что многие па­мятники истории (те же египетские пирамиды, например), сооруже­ны пришельцами из космоса. С этой идеей согласились 26% опрошен­ных, 64% заявили, что они в это не верят. Один из 10 отвечавших, выбравших ответ «другое», заметил, что, вероятно, многие сооруже­ния строились не самими инопланетянами, но под их руководством. Можно заметить, что этот вопрос конструктивно рассматривается в школьном курсе (истории), и мнение по данной проблеме в боль­шинстве случаев сформировано.

В процессе общения со школьниками, студентами и вполне уже взрослыми гражданами автор многократно сталкивался с распро­страненным мнением, что в период высокой солнечной активности опасно загорать. При этом сама солнечная активность понимается как некие опасные лучи, исходящие от Солнца и достигающие Зем­ли, но защититься от которых можно обычной одеждой. Еще одно распространенное убеждение — что высокая солнечная активность — это ситуация, когда Солнце просто «особо сильно жарит» (вероятно, летом).

Итак, представления об опасности высокой солнечной активно­сти для загорающих подтвердили у себя 79% опрошенных! 16% на­писали, что не верят в это. Двое из пятерых, указавших на ответ «другое», написали, что не знают правильного ответа. Любопытно, что по крайней мере 95% оказались убеждены в своей правоте.

Типичное и очень распространенное заблуждение — что фазы Лу­ны объясняются тенью Земли. (Впрочем, руководителю иркутского астроклуба Э.Г.Зуеву в качестве причины называли даже тень от Солнца (!).) Отношение к такому утверждению предлагалось вы­разить в ответе на очередной вопрос анкеты. Более половины — 53% согласились с предложенным тезисом. 35% были с ним не со­гласны. 12% указали ответ «другое», причем один сообщил, что не знает ответа, а один не понял, о чем вообще идет речь. Любопытно, что когда детям было предложено более внимательно подумать над

вопросом и обратить внимание на очевидный факт: форма термина­тора на Луне никогда не имеет форму тени, отбрасываемой шаром, все согласились, что предложенное утверждение неверно. Ясно, что опрашиваемые не задумывались над этим вопросом, имея наготове дежурный, когда-то и где-то слышанный ответ о тени Земли, отно­сящийся на самом деле к феномену лунного затмения.

Следующие два вопроса продиктованы распространявшимися в 1999 году слухами о грядущем конце света.

Верите ли вы, что близится конец света? На этот вопрос 9% от­ветили утвердительно, 86% заявили, что не верят. 5% указали на ответ «другое».

Сходный (но более корректный) вопрос — верите ли вы, что на Землю скоро упадет астероид, — вызвал сходное распределение мне­ний. 10% сообщили, что верят, 79% — что не верят. Из 11% отвечав­ших, указавших на ответ «другое», трое сообщили, что не знают.

Надо заметить, что двое отвечавших с ходу поставили значки в столбце «не верю»напротив всех вопросов. Судя по всему, здесь про­явился скорее демонстративный подростковый нигилизм, чем осмы­сленная деятельность.

Итак, можно сделать вывод, что все предложенные идеи, которые имеют сегодня во многом мифологическую окраску (кроме вопроса о фазах Луны), нашли достаточно широкую поддержку. Детский опти­мизм проявился в ответах на два последних вопроса. Есть оснозания полагать, что среди людей более старшего возраста может оказать­ся больше пессимистов, ожидающих скорого конца света (например, в виде астероида). В то же время даже небольшая доля подростков, искренне верящих в скорую вселенскую катастрофу — это серьез­ная проблема. Сообщалось, что летом 1999 г. в г. Улан-Удэ покон­чила с собой 15-летняя девочка, на хотевшая присутствовать при конце света. Известно, что люди с такими настроениями склон­ны к неврозам и другим психическим девиациям, легко становятся участниками сект, где эсхатологические ожидания с суицидальны­ми стремлениями могут оказаться превалирующими. Впрочем, по мере удаления от » критического» периода — рубежа тысячелетий — описанные настроения, очевидно, затухают.

Учитывая, что прямые ответы почти на все предложенные во­просы в курсе средней школы не даются, есть серьезные основания полагать, что эти представления сохранятся у опрошенных на всю жизнь — если жизненный опыт либо конкретное знакомство с той или иной проблемой не заставят людей изменить свое мнение.

Любопытно, что информация о степени опасности высокой сол­нечной активности для загорающих (точнее говоря, об истинной сущ­ности понятия «солнечная активность») и причинах фаз Луны содер­жится в курсе астрономии для 11 класса. Тем не менее, автор убе­дился в том, что курс мало помогает в этом смысле. Опрос студентов 2 и 4 курсов Иркутского лингвистического университета в 1999 году показал, что ни один (!) из студентов не мог сообщить правильную причину лунных фаз, а убеждение в том, что повышенная солнеч­ная активность может привести к ожогам кожи при загаре, было распространено почти стопроцентно. При этом логическая неувязка между понятием об 11-летнем цикле активности Солнца и мнимым высоким уровнем этой активности только летом никому не приходи­ла в голову. По-видимому, это говорит о неблагополучном состоянии преподавания астрономии в Иркутске и Иркутской области.

Заметим, что в качестве девятого мифа можно было бы предло­жить более чем распространенное представление об эллиптичности земной орбиты как причине смены времен года. Базовый школьный учебник астрономии Е.П. Левитана опускает этот вопрос, отмечая, что он рассмотрен в курсе географии. Тем не менее подавляющее большинство учащихся в выпускных классах, согласно опыту авто­ра, остаются в неведении по поводу истинной причины смены сезонов на Земле.

Надо сказать, что есть еще целый ряд «сложных» вопросов для школьников. Довольно типичным является представление о магне­тизме, как о причине притяжения небесных тел.

Причина существующего положения лучше всего рассмотрена но­белевским лауреатом Р.Фейнманом в его описании системы образо­вания в Бразилии, и по-видимому, она (причина) характерна и для России. Знание определений и формул оказывается оторванным от наглядных представлений и образов, и учащийся (а значит, и взрослый человек) затрудняется увидеть в конкретной физической ситуации проявления выученных им, но оставшихся абстрактными заклинаний (формулировок физических законов),

К сожалению, есть основания считать, что такое мифологизиро­ванное, мозаичное, нецелостное и логически противоречивое созна­ние можно считать типичным, или во всяком случае, широко рас­пространенным. Такое сознание допускает одновременное сосу­ществование закона тяготения и сверхъестественных сил, управля­ющих движениями небесных тел, существование четырех известных типов взаимодействия — и одновременно мистических сил, с помо­щью которых планеты влияют на судьбы людей. Оно находится под сильным влиянием неквалифицированной информации, распростра­няемой в СМИ, в то время как систематизированных конструктив­ных знаний по этим конкретным вопросам средняя школа в России практически не представляет.

Пути решения проблемы требуют отдельного и серьезного раз­говора. Укажем лишь, что одним из таких путей (необходимым, но, несомненно, не достаточным) мог бы стать некий обобщающий курс для выпускного класса, — нечто подобное по замыслу курсу «Кон­цепции современного естествознания» в российских университетах. Такой курс под названием «Мпроведение», разработанный автором, начиная с 1992 года читался и чи тается в некоторых учебных заве­дениях региона.

В целях решения проблемы в последнее время (речь идет о 2000 годе) предпринимаются и другие усилия. В частности, по иници­ативе астрономической обсерватории ИГУ впервые за долгие годы в администрации г. Иркутска поставлен в повестку дня вопрос о восстановлении деятельности планетария в Иркутске. Подготовлен ряд конкретных вариантов программы «Планетарий». Этот вопрос вынесен на конференцию «Иркутск в третьем тысячелетии», орга­низованную администрацией города. Иркутским астроклубом вос­становлен после двухлетней работы старинный телескоп Цейсса со 130-миллиметровьш объективом. Подготовлены планы реконструк­ции в 2001 году башни здания Отдела истории Областного краевед­ческого музея, куда предполагается поставить телескоп и обеспечить публичные демонстрации объектов звездного неба.

Начиная с 1998 года ведется восстановление аудитории астроно­мической обсерватории ИГУ, где предполагается создать городской Астрозал. К сожалению, городская Дума дважды отклонила пред­ложения о финансировании этого, в действительности малобюджет­ного, проекта. Создание Астрозал а ведется на деньги спонсоров — иркутских предпринимателей, неравнодушных в проблемам образо­вания. В числе направивших средства на этот проект ряд руководи­телей предприятий и фирм — Э.Нециевский, С.Ерощенко, А.Шлойдо, А.Ожогин, С.Припузов, А.Маханьков, В.Упырь, А.Назимов, А.Кузин, М.Баборина. Здесь будут организованы публичный лекторий с пока­зами видеоматериалов и слайдов, небольшая экспозиция, посвящен­ная астрономии, наблюдательная площадка на крыше с небольшим телескопом.

Существует план строительства отдельного комплекса «Лицей ИГУ» в варианте образовательного учреждения » губернаторский ли­цей». В этот комплекс могли бы войти помещения для Иркутско­го астроклуба, ныне пребывающего на аварийных площадях, плане­тарий, народная обсерватория: На базе комплекса могли бы прово­диться публичные лекции, демонстрации и дискуссии, работали бы детские кружки и объединения естественнонаучной направленности, мог бы быть создан музей науки. В разработке этого проекта ак­тивно участвуют доктор геолого-минералогических наук К.Г.Леви, директор лицея ИГУ, доцент Т.И.Розова, заведующий астроклубом Э.Г.Зуев, автор этой статьи и многие другие. По-видимому, в буду­щем необходима и регулярная региональная телепрограмма, посвя­щенная вопросам естественных наук.

Хотелось бы надеяться, что первые годы третьего тысячелетия ознаменуются успешной реализацией перечисленных проектов, кото­рые постепенно приведут к изменениям в уровне естественнонаучно­го сознания населения региона.

Автор глубоко благодарен Е.Н. Шмидт за помощь в организации анкетирования школьников.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector