Первые астрономические олимпиады в Иркутской области

Зимой 1999-2000 года в Иркутске были впервые проведены город­ская и областная олимпиады по астрономии для старшеклассников. Кроме того, городские и районные олимпиады по астрономии бы­ли впервые проведены в ряде населенных пунктов Иркутской обла­сти, включая города Ангарск, Усть-Илимск, Железногорск, Братск и другие.

1. Первая городская астрономическая олимпиада в Иркутске

Первая городская Олимпиада по астрономии проводилась в де­кабре 1999 г. Вопросы были подготовлены в Иркутском институте повышения квалификации работников образования Главного упра­вления народного образования администрации Иркутской области.

Уровень заданий можно оценить как «неолимпиадный». Вопро­сы, как правило, представляли собой задачи в одно действие с при­менением той или иной формулы, которые изучаются в курсе астро­номии за 11 класс. Степень сложности таких задач примерно соот­ветствовала степени сложности упражнений после того или иного параграфа в учебнике астрономии.

В олимпиаде приняли участие 50 школьников 11 классов из 21 городской школы (всего в Иркутске около 90 школ). Такое низкое представительство объясняется, с нашей точки зрения, следующими причинами.

Во-первых, к январю, как правило, изучается менее половины курса астрономии, и многие учителя считали своих учеников недо­статочно подготовленными для участия в олимпиаде. В некоторых школах астрономия преподается сдвоенными уроками во втором по­лугодии, так что к моменту проведения олимпиады изучение курса здесь еще и не начиналось.

Во-вторых, во многих школах преподавание астрономии сводится к подготовке рефератов по выбранным темам, а часы подчас переда­ются для изучения других предметов (как правило, физики, которую обычно ведет тот же преподаватель). Астрономия в школе традици­онно воспринимается как «не основной» предмет, контроль за его преподаванием нередко отсутствует. Вступительные экзамены в ву­зы по астрономии в Иркутске не сдаются, из-за чего оценить уровень преподавания астрономии в школах очень сложно. Поэтому обычные хорошие оценки по астрономии в аттестатах никого не должны об­манывать.

В результате требовательность при преподавании предмета, как правило, снижена, и учителя сами понимали, что их ученики не в состоянии достойно выглядеть на олимпиаде. Результаты предста­влены на рис.1. По оси абсцисс отложено количество баллов N (из 33 возможных), набранных участниками олимпиады, по оси ординат — число участников М, набравших соответствующее число баллов.

Первая областная олимпиада проводилась 10 января 2000 года. В ней приняли участие 11 человек — победители городских олимпиад, проводившихся в Иркутской области, в том числе один девятикласс­ник и 10 учащихся из 11 классов. Были представлены города Иркутск (4 человека из 3 школ), Саянск (2 человека из 1 школы), Ангарск, Братск, Железногорск, Слюдянка, Шелехов (по 1 учащемуся от горо­да). Как и городские олимпиады, областная олимпиада проводилась в два тура по 9 заданий в каждом. Задания включали в себя задачи, а также вопросы, рассчитанные на знание астрономических явле­ний и эффектов. Задания были взяты из материалов всероссийских олимпиад по астрономии за 1999 и 2000 годы, заочной Всероссийской астрономической олимпиады 1997 года, из сборника задач по астро­номии и космической физике М.Г. Гаврилова «Звездный мир», часть 4, изданного в 1998 г., а также разработанные комиссией, готовившей олимпиаду. Несколько задач отличались повышенной трудностью. При этом, если городские олимпиады в регионе позволили проана­лизировать общую ситуацию (весьма тяжелую!) с уровнем препода­вания астрономии в соответствующих городах, то областная олим­пиада дала возможность оценить подготовку учащихся в нескольких лучших (с точки зрения преподавания астрономии) школах региона. Следует заметить, что полный анализ оказался невозможным, по­скольку многие населенные пункты (например, Усть-Илимск, отли­чающийся традиционно высоким уровнем школьного преподавания), не были представлены на олимпиаде. К причинам, в частности, от­носятся и трудности, связанные с финансовыми проблемами по до­ставке участников олимпиады в Иркутск — (так, к примеру, поезд от Усть-Илимска до Иркутска идет 1.5 суток. Нельзя забывать, что площадь Иркутской области равна 768 тыс. кв. км, что соответству­ет суммарной площади Великобритании, Италии, Португалии, Гол­ландии и Дании).

Вызвали затруднения задачи, требующие знания материала из заключающих разделов учебника (нейтронные звезды, пульсары). Судя по всему, эти темы еще не изучались участниками олимпиады. Хуже всего ребята справились с заданиями, связанными со знанием сущности астрономических явлений, наблюдаемых на небе. Причи­на этого заключается прежде всего в том, что практически нигде не ведутся учебные астрономические наблюдения под открытым небом, равно как далеко не во всех школах пользуются подвижной картой звездного неба.

Тем не менее, в целом результаты областной олимпиады могут быть оценены как достаточно высокие: даже самые «низшие» показа­тели участников (сумма баллов по 1 и 2 турам) были на уровне 30% от максимально достижимых. Любопытно, что с задачами повышен­ной сложности справились практически все. Эти задачи относятся к разделу «астрофизика и космическая физика». Особо следует отме­тить Сергея Панова (11 класс, г. Братск), который показал глубокие знания по астрофизике, выходящие за рамки школьной программы, и Дмитрия Камозина (9 класс, г. Саянск), знания которого превыша­ют требования программы 9 класса. Уровень подготовки последнего позволили бы ему принимать участие в соревнованиях более высо­кой категорий. Можно повторить вывод из предыдущего раздела: во многих городах области работают преподаватели, обеспечивающие высокий уровень знаний по астрономии и космической физике. Од­нако, судя по всему, доля таких учителей весьма невысока.

3. Выводы

Городские и областная олимпиады в Иркутском регионе явились своеобразным «моментом истины» для оценки состояния преподава­ния астрономии в школах области. Как сказано выше, за немногими исключениями это состояние выглядит в высшей степени тревож­ным.

В то же время появление астрономии в списке олимпиад изменило отношение к астрономии. Можно ожидать, что в будущем админи­страции многих школ региона повысят требования к преподаванию астрономии, претендуя на престижные призовые места в олимпиа­дах, и стараясь избежать откровенных провалов. Предметная олим­пиада автоматически переводит предмет в разряд первостепенных по важности, и в этом смысле первые олимпиады по астрономии в Иркутском регионе трудно переоценить.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector