Сравнительная характеристика учебной деятельности выпускников некоторых инновационных школ

Современная экономическая теория, как на микро-, так и на макро­уровне, включает как естественный, необходимый элемент матема­тические модели и методы. Использование математики в экономи­ке позволяет, во-первых, выделить и формально описать наиболее важные, существенные связи экономических переменных и объектов, изучение столь сложного объекта предполагает высокую степень аб­стракции. Во-вторых, из четко сформулированных исходных данных и соотношений методами дедукции можно получать выводы, аде­кватные изучаемому объекту в той же мере, что и сделанные пред­посылки. В-третьих, методы математики и статистики позволяют индуктивным путем получать новые знания об объекте: оценивать форму и параметры зависимостей его переменных, в наибольшей степени соответствующие имеющимся наблюдениям. В-четвертых, использование языка математики позволяет точно и компактно из­лагать положения экономической теории, формулировать ее понятия и выводы.

Совершенно очевидно, что математический аппарат, необходи­мый для экономистов, должен основываться на прочном фундаменте элементарной математики, закладываемом в школе.

Как показывает практика, студенты младших курсов редко сво­бодно оперируют такими понятиями, как функциональная зависи­мость, способы задания функций, порой возникают еще более неожи­данные «сюрпризы» в виде неумения выполнить не только какие-то алгебраические преобразования, но и простейшие арифметические действия.

Первокурсники еще только учатся работать с литературой, кон­спектировать лекции, самостоятельно контролировать свою учебу, что в условиях большой нагрузки на международном факультете и для более опытных студентов нелегко. Если сюда добавить слабую школьную подготовку, то ясно, что в результате переход со школь­ной скамьи на студенческую становится еще болезненней.

Когда на международном факультете появились выпускники ин­новационных учебных заведений (лицея ИГУ, гимназий и специали­зированных школ Братска, Ангарска и др.), разница в их подготов­ке по сравнению с обычными общеобразовательными школами стала очевидной.

Прежде всего, конечно, базовая математическая подготовка боль­шинства этих студентов коренным образом отличается от выпуск­ников общеобразовательных школ. Само собой разумеется, понятия­ми основной программы средней школы они владеют хорошо, и, как следствие, элементы высшей математики усваиваются ими вполне естественно. На втором курсе начинается изучение элементов тео­рии вероятностей и основ математической статистики. Для тех сту­дентов, которые не освоили азов математического анализа на первом курсе, не были знакомы с элементами комбинаторики в школе, этот курс становится маленькой пыткой. На комбинаторику по учебному плану отводится только 2 часа, а ведь даже простые задачи по те­ории вероятностей предполагают более основательное знакомство с этим разделом математики. Большинство выпускников инновацион­ных учебных заведений изучало элементы комбинаторики в школе. В лицее ИГУ, например, существует даже отдельный курс дискрет­ной математики, вследствие чего не только комбинаторные задачи, но и такие понятия, как дискретная и непрерывная величины и др., не вызывают никаких затруднений.

У большинства бывших лицеистов прекрасно развит синтез, по­этому они так любят находить закономерности, делать обобщения и т.п., — одним словом, им нравится совершать маленькие открытия.

Знакомство в лицее с элементами теории игр, теории графов име­ет свое продолжение в курсе основ математического программиро­вания (комбинаторные методы, теория игр, сетевое планирование и

то постепенно в нем либо начинает формироваться устойчивый ком­плекс неполноценности (что мы и наблюдаем достаточно часто среди студентов младших курсов), либо желание учиться угасает. Что ка­сается бывших выпускников лицеев и гимназий, то, имея хотя бы первичные представления по вышеперечисленным вопросам, они со­вершенно по-другому воспринимают ту же информацию.

Если сопоставить количество успевающих и неуспевающих сту­дентов, то складывается такая картина. Среди всех студентов доля успевающих по математическим дисциплинам составляет: 70-75% — на первом курсе, 75-80% ~ на втором (кстати, сюда включаются и бывшие лицеисты). Среди выпускников инновационных учебных заведений число успевающих студентов на первом курсе составляет 95-99%, на втором — 97-99%. Если же из общих списков убрать бывших лицеистов, разница в показателях будет еще больше. Вы­пускники инновационных учебных заведений демонстрируют и более высокое качество знаний. В подавляющем большинстве случаев они учатся хорошо и даже отлично.

Но дело не только в количестве полученных в школе знаний, хотя это, конечно, очень важно. Эти студенты с самых первых занятий ак­тивно включаются в учебную деятельность. Часто студенты жалу­ются, что бывает тяжело удерживать внимание в течение почти двух академических часов; затрудняются одновременно слушать лекцию и конспектировать ее. Выпускники инновационных заведений — это самая благодарная аудитория, ведь к лекционной форме занятий они приучены «с младых ногтей». На семинарах именно они представля­ют самую активную часть группы, у них самая высокая мотивация к учебе.

Успешное усвоение новых знаний порождает адекватно высокую самооценку, позволяет оптимистичио воспринимать окружающее. Ни одна студенческая научная конференция, ни одна олимпиада не об­ходятся без бывших лицеистов. Не случайно именно эти студенты принимают самое активное участие и в общественной деятельности факультета — вечера, КВНы — без них не обходится ни одно меро­приятие.

Конечно, инновационные учебные заведения еще, как правило, слишком молоды, но кое-какие факты уже можно отметить как, не­сомненно, успешный результат их деятельности: успешная адапта­ция выпускников к вузовской системе обучения, превосходная обуча­емость, активность, самостоятельность, организованность, работо­способность.

Разумеется, рано делать далеко идущие выводы, но хочется на­деяться, что именно за школами для одаренных детей — будущее.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector