ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

За последние десятилетия Интернет стал неотъемлемой ча­стью нашей жизни. Компьютерная грамотность становится обязательным условием образованности человека, особенно стремящегося сделать хорошую карьеру.

Как отмечает статистика, количество пользователей Ин­тернета по всему миру насчитывает более 400 млн человек1. По данным Фонда «Общественное мнение», зимой 2005-2006 гг. в Интернете побывали 23,8 млн человек, или 21 % населения России. По количеству пользователей мы уже обогнали Фран­цию, Испанию, Австралию и Швецию и вышли на пятое место в мире. Что интересно, в исследованиях ФОМа учитывались граждане России старше 18 лет, в то время как западные иссле­дования включают в статистику подростков от 16 лет. Значит, реальное количество россиян в Сети еще больше2. При этом количество пользователей постоянно растет.

Если в середине-конце 90-х в числе наиболее частых заня­тий подростки называли слушание музыки и просмотр теле­передач, то теперь увлечение компьютером потеснило преж­ние хобби. Около 70 % современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминают компьютер практически наравне с занятиями спортом, прогулками, об­щением с друзьями3.

Разумеется, имеются как положительные, так и отрица­тельные последствия появления Интернета и использования его в качестве инструмента личной, профессиональной, дело­вой, академической и развлекательной коммуникации. Благо­даря компьютеризации стали доступны многие информаци­онные и технические ресурсы, в том числе и сервисы, службы глобальной компьютерной сети Интернет, что предоставляет почти неограниченные возможности для расширения своих знаний и самосовершенствования.

К негативным последствиям можно отнести возникновение психологической зависимости пользователей от использования современных информационных технологий. Поэтому в на­стоящее время все интенсивнее обсуждается феномен Интер­нет-зависимости.

До недавнего времени медицина не признала Интернет- зависимость психическим расстройством, и многие до сих пор сомневаются в ее существовании или отрицают вред от этого явления. Возможно, это связано с тем, что с медицинской точки зрения зависимость — это навязчивая потребность в использо­вании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толе­рантности и выраженными физиологическими и психологиче­скими симптомами. Рост толерантности означает привыкание к увеличивающимся дозам. Однако при Интернет-зависимости «вещество» отсутствует, поэтому у данного вида зависимости нет физического компонента (который есть при наркомании и алкоголизме), но очень ярко выражен психологический. В свя­зи с этим исследователи стали говорить о том, что развитие за­висимости возможно не только от вводимых в организм мате­риальных сущностей, но и от производимых субъектом дейст­вий и сопровождающих их эмоций.

В психологии появилась новая отрасль, изучающая про­блему Интернет-зависимости — киберпсихология, а Интернет- зависимых людей стали называть «нетоголиками». По данным различных исследований, нетоголиками сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. Российские психиатры считают, что сейчас в нашей стране таковых 4-6 %7. Многие специалиста считают ее такой же болезнью, как наркомания и алкоголизм, и говорят, что в будущем проблема будет только усугубляться из-за компьютеризации общества.

Интернет-заь. .^имость (Internet addiction) можно опреде­лить как навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выражен­ными психологическими симптомами8.

В основе формирования Интернет-зависимости лежит на­рушение психических механизмов восприятия мира и обра­ботки информации. Уровень развития компьютерной техники и программного обеспечения на данный момент создают ил­люзию реальности, в которую погружается человек, работаю­щий за компьютером. По не известным еще причинам наш мозг «любит» решать различные логические задачи и выпол­нять различные простые действия, моментально приносящие результат. Сама по себе работа за компьютером — это последо­вательность логических операции и действий, которые могут полностью овладеть вниманием работающего и на время изо­лировать его от окружающего мира. Информация имеет для человека гораздо большее значение, чем для других живых существ. Интернет же является мощным инструментом обра­ботки и хранения информации, кроме того, благодаря ему стали доступными различные виды информации. Именно эта особенность является наиболее привлекательной для людей, страдающих Интернет-зависимостью, так как в определенном смысле они страдают нарушением процессов обмена инфор­мацией9.

Обсуждение данного феномена началось не так давно: впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х гт. По их мнению, симптомы зависимости таковы: навязчивое желание проверить свой почтовый ящик в Интер­нете, постоянное ожидание следующего выхода в сеть, при­страстие к работе (играм, программированию или другим ви­дам деятельности) и непреодолимая тяга поиска информации в Сети.

В 1994 г. К. Янг разработала и поместила на web-сайт спе­циальный опросник и вскоре получила почти 500 ответов, ав­торы 400 из которых были признаны, согласно выбранному критерию, имеющими проблемы.

Сам термин «Интернет-зависимость» был предложен А. Голдергом в 1995 г. для характеристики новой формы зави­симости, которая протекает по всем законам зависимости по­ведения и проявляется в непреодолимом, болезненном жела­нии пользоваться Интернетом10. Он выделил следующие ос­новные симптомы этого расстройства:

■                       использование Интернета вызывает дистресс — болез­ненное негативное стрессовое состояние;

■                       использование Интернета наносит ущерб физическо­му, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу11.

В 1997-1999 гг. были созданы исследовательские и консуль­тативно-психотерапевтические web-службы по проблематике Интернет-зависимости. В 1998-1999 гг. опубликованы первые монографии по данной проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд, К. Сурратг)12.

В настоящее время ведущим специалистом в изучении Ин­тернет-зависимости считается профессор психологии Питс­бургского университета в Брэтфорде (США) доктор Кимберли Янг, автор известной книги «Пойманные в Сеть», основатель Центра помощи людям, страдающим Интернет-зависимостью. Ею были выделены основные пять типов Интернет- зависимости:

  1. Пристрастие к виртуальным знакомствам — избыточ­ность знакомых и друзей в Сети.
  2. Навязчивая потребность в Сети — участие в онлайновых азартных играх, постоянные покупки или участия в аукционах.
  3. Информационная перегрузка (навязчивый web- серфинг) — бесконечные путешествия по Сети, поиск инфор­мации по базам данных и поисковым сайтам.
  4. Компьютерная зависимость — навязчивая игра в ком­пьютерные игры (стрелялки — Doom, Quake, Unreal и др., стратегии типа Star Craft, квесты).
  5. Киберсексуальная зависимость — непреодолимое вле­чение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

Согласно разработанной в 1999 г. доктором К. Янг модели, влечение к Интернету развивается благодаря трем главным факторам:

  • доступности информации, интерактивных зон;
  • персональному контролю и анонимности передавае­мой информации;
  • внутренним чувствам, которые на подсознательном уровне устанавливают больший уровень доверия к общению в он-лайн.

Она же приводит 4 симптома Интернет-зависимости: на­вязчивое желание проверить e-mail; постоянное ожидание сле­дующего выхода в Интернет; жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернете; и тра­тит слишком много денег на Интернет14.

Анализ источников показал, что к наиболее распростра­ненным симптомам Интернет-зависимости можно отнести следующие:

■                       хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

■                        изменение режима сна;

■                        невозможность остановиться;

■                        увеличение количества времени, проводимого за ком­пьютером;

■                        уход от общения, скрытность;

■                         ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за ком­пьютером;

■                         игнорирование дел и домашних забот;

■                        изменение характера (обычно в сторону холодности);

■                        пренебрежение семьей и друзьями;

■                        ложь работодателям или членам семьи о своей деятель­ности;

■                        проблемы с работой или учебой15;

■                        в тяжелых случаях зависимый перестает обращать вни­мание не только на окружающих, но и на себя, на свой внеш­ний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры: умываться, бриться и т. д.

Как правило, формирование Интернет-зависимости начи­нается с проявления выраженного яркого переживания, кото­рое сопровождается ощущением радости после посещения оп­ределенного сайта или игры. Постепенно выходы в Интернет становятся регулярными, временные интервалы между ними сокращаются. У человека происходит смещение ценностей, мысли и воспоминания о приятных переживаниях во время пользования Сетью начинают преобладать, Интернет стано­вится центром жизни. Вне его возникает беспричинная раз­дражительность, сужается круг интересов, апатичное состоя­ние усиливается. Зависимость становится настолько выражен­ной, что начинает управлять жизнью человека. Как следствие этого — возникают проблемы с учебой или работой, вплоть до профессионального краха и потери семьи.

Как уже отмечалось выше, выделяют психологические и физиологические механизмы формирования Интернет- зависимости.

К психологическим можно отнести следующие:

  1. Создание виртуальных образов, часто очень далеких от реального, можно рассматривать как компенсаторный ме­ханизм. Анонимность и фактическая невозможность проверки предоставленной о себе информации, возможность соедине­ния в виртуальном образе реальных, желаемых и целиком вы­мышленных особенностей.
  2. В реальном общении возможности отождествления с идеальным «Я» ограничены непосредственным контактом, допускающим возникновение ситуаций, резко проявляющих несоответствие между реальными и декларируемыми качест­вами. Это обстоятельство практически полностью исключено при коммуникации в пределах Сети. В большинстве случаев общение в рамках Интернета не предполагает в последующем переноса отношений в физический мир, что оставляет за пользователями полную свободу действий.
  3. Сетевое общение позволяет жить в образах своей мечты и осуществлять в рамках этих образов желаемую коммуника­тивную активность, невозможную в реальных условиях.
  4. Возможность реализации патологической идентифика­ции. Наиболее распространенной является патологическая идентификация с противоположным полом.

Существуют и физические проявления слишком долгой работы за компьютером:

  • нарушение осанки, боли в спине;
  • нарушение зрения;
  • онемение пальцев руки, держащей мышь;
  • ущемление нервов, следовательно, боль в кистях рук.

Особенно негативное воздействие оказывают компьютер­ные игры. Сотни игроков (геймеров) жалуются на головную боль и приступы морской болезни даже после непродолжи­тельного сеанса игры, появляются проблемы с вестибулярным аппаратом, которых раньше не было. Врачи предполагают, что в этом виноват угол зрения главного героя игры, обычно рав­ный 75°, в то время как в большинстве случаев он равняется 90°. Человек смотрит на происходящее на экране как бы в трубу, что и вызывает приступы тошноты и головокружения.

По мнению врачей, если физическую зависимость от этого состояния можно вылечить с помощью инъекций, то справить­ся с психологической зависимостью гораздо сложнее.

Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зави- симости этот срок резко сокращается: по данным К. Янг, 25 % приобрели зависимость в течение полугода после начала работы в Интернете, 58 % — в течение второго полугодия, а 17 % — вскоре по прошествии года. Отмечаются особенности Интер­нет-зависимости — это не химическая зависимость, т. е. она не приводит к разрушению организма, по воздействию на орга­низм она ближе к зависимости от азартных игр18. Но высказы­вание Дж. Сулера: «Киберпространство — один из способов изменения состояния сознания. Как и в измененном состоянии сознания вообще, киберпространство и все, что в нем происхо­дит, кажется реальным — часто даже более реальным, чем дей­ствительность», — позволяет говорить о схожести Интернет- зависимости с зависимостью от химических веществ, изме­няющих состояние сознания19.

Кроме того, исследователи считают, что за Интернет- зависимостью нередко скрываются другие зависимости, либо психические отсклонения. Интернет-зависимость не считается официальным диагнозом и часто является симптомом других серьезных проблем в жизни личности (депрессия, проблемы в общении и т. д.).

Согласно исследованиям большая часть Интернет- зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернета, связанны­ми с общением21. Другую часть зависимых привлекают ин­формационные сервисы сети. Статистика показала, что сете­вые услуги по частоте Интернет-зависимости располагаются следующим образом:

■                      чаты — 37 %

■                       многопользовательские игры — 28 %

■                      телеконференции по Сети — 15 %

■                       электронная почта — 13 %

■                       сайты — 7 %

■                      другие сетевые протоколы (ftp, gopher и пр.) — 2 %

Можно сказать, что Интернет эффективен для поиска ин­формации, он позволяет расширять свой круг общения, он по­зволяет вести деловые и личные переговоры без учета расстоя­ния.

Однако людям, проводящим большую часть своего време­ни в Интернете, часто необходима социальная поддержка, так как у них большие трудности в общении, низкая самооценка, закомплексованность, застенчивость. Поэтому они находят безопасную для себя среду, позволяющую им реализовать свои мечты. Возможно, что проблема Интернет-зависимости не­сколько преувеличивается, но нет сомнения в том, что она су­ществует, а зависимые нуждаются в квалифицированной по­мощи. К сожалению, в настоящее время вопросы профилакти­ки и коррекции Интернет-зависимости практически не разработаны. Поэтому данная проблема требует особого внимания со стороны ученых, психологов, психиатров, социо­логов и педагогов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector