ОБУЧЕНИЕ АУДИРОВАНИЮ В РАМКАХ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аудирование является очень важной составляющей про­цесса обучения иностранному языку в вузе, что обусловлено коммуникативным характером обучения. Традиционно обу­чение аудированию сводилось к выработке фонематического слуха на раннем периоде обучения и прослушиванию диало­гов и текстов — на более продвинутом этапе обучения. При этом обучение аудированию вряд ли носило реально комму­никативный характер. В данной статье речь пойдет о таких

упражнениях, которые закладывают первичные навыки и уме­ния аудирования как коммуникативного процесса. Такой под­ход стал возможен при использовании педагогической техно­логии обучения критическому мышлению.

Критическое мышление представляет собой педагогиче­скую технологию, направленную на то, чтобы научить буду­щих граждан сотрудничать, работать на равных и в то же вре­мя уметь руководить, проявлять личную инициативу, уважать людей самого разного происхождения, вероисповедания и т. п., отстаивать свои принципы и в то же время увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями сегодняшнего дня1. Для этого учение непременно должно быть активным. По­этому обучение критическому мышлению предполагает сле­дующее: активность субъектов процесса обучения, групповую работу, развитие навыков общения, различные способы оценки и самооценки, связь обучения с жизнью. Необходимость в навы­ках критического мышления обусловлена тем, что едва ли толь­ко треть семнадцатилетних людей умеют находить нужную информацию, упорядочивать ее и правильно истолковывать. Доля выпускников колледжей, способных критически мыслить, плодотворно работать в кожективе и успешно решать постав­ленные задачи, должна существенно возрасти2.

Другими словами, критическое мышление — это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем. Здесь следует заметить, что вне зависимости от того, какие дисцип­лины студенты изучают в университете, каждый из них стал­кивается с необходимостью принимать решения. Очень часто мы принимаем решения, не задумываясь, как например, когда решаем, что сегодня надеть. Тем не менее, даже в таких ситуа­циях решение обусловлено критическим мышлением, по­скольку мы одновременно учитываем целый ряд факторов: планы на сегодняшний день, прогноз погоды, удобство и т. п. Таким образом, каждый из нас является человеком критически мыслящим до определенной степени или на определенном уровне. Но жизнь ставит перед нами гораздо более сложные задачи и проблемы, которые необходимо решать, когда надо найти выход из критической ситуации, урегулировать кон­фликт и т. п. Наполеон Хилл3 как-то заметил, что «человеку, который думает прежде, чем что-либо сделать, редко прихо­дится извиняться за свои поступки». И хотя нет никакой га­рантии, что мы в большинстве случаев сможем принять пра­вильное решение, все же есть возможность значительно улуч­шить нужные нам для этого умения, другими словами, следует развивать критическое мышление.

Под критическим мышлением понимают сам процесс принятия решения, который состоит из тщательного рассмот­рения проблемы или ситуации с тем, чтобы определить наи­лучшие пути ее решения4. Для этого нужно всесторонне рас­смотреть вопрос, оценить всю фактическую информацию, представить все возможные пути решения и возможные по­следствия. Для того чтобы сделать все это быстро и правильно, нужны сформированные аналитические умения, когда выводы делают, основываясь на логике, фактах и других объективных знаниях, а не основываясь на эмоциях. Обучение критическо­му мышлению можно рассматривать как систему упражнений, направленных на совершенствование соответствующих анали­тических умений.

Обучение аудированию занимает особое положение. Это объясняется тем, что хотя аудирование и относится к рецеп­тивным видам речевой деятельности, тем не менее, процесс аудирования требует от слушателя активных аналитических усилий. Эти усилия, активные по своему характеру, включают в себя 4 главных элемента, а именно: 1) избирательность, под которой понимают умение выбрать нужные звуки; 2) аудитив- ную память, под которой понимают умение запоминать нуж­ную информацию из всего прослушанного; 3) аудитивную об­работку информации, под которой понимают умение мани­пулировать запомнившейся информацией в уме или в связи с другой полученной информацией; 4) аудитивную моторику, под которой понимают умение действовать на основе инфор­мации, которая была прослушана и обработана. Эти четыре элемента и составляют собственно умения, необходимые для успешного аудирования5. Причем, эти умения возможно со­вершенствовать. На родном языке они начинают развиваться в раннем младенческом возрасте, и по мере тренировки и обу­чения, т. е. во время их практического использования, эти уме­ния совершенствуются. На иностранном языке эти умения на­чинают формироваться на начальном этапе обучения, в даль­нейшем они также развиваются и совершенствуются.

Таким образом, умениям аудирования можно научить, но научить можно только во время самого процесса иноязычного общения. Такая, работа должна четко планироваться, ей надо уделять время постоянно, на каждом занятии.

Обучение аудированию можно условно разделить на 4 этапа:

1. Базовое аудирование. Оно включает:

а) осознание звуков: какие звуки слышат обучаемые в разных ситуациях?

б)  различение звуков: какие звуки одинаковые, а ка­кие — разные?

в)  узнавание звуков: какие из звуков свистящие, ши­пящие и т. п.?

г)  понятия о звуках: высокий или низкий, громкий или тихий и т. п.?

  1. Расширение базового аудирования. Оно включает:

а)  различные виды работы/деятельности с ритмиче­скими звукама;

б)  следование указаниям: использование указаний в 2-3 этапа;

в)  развитие аудитивной памяти: вспомните 3-5 про­слушанных единиц (слов, чисел и т. п.);

г)  кто, что, где, когда: здесь можно использовать раз­личные виды деятельности;

д)   последовательность прослушанного: можно ис­пользовать различные виды деятельности (до 5 единиц в одной последовательности);

е)  аудирование со специальным заданием: просушай- те и запомните 3-5 звуков/ слов и т. п.;

ж)  аудирование и разбиение прослушанного на опре­деленные категории: можно использовать разные виды деятельности.

  1. Аудирование с элементами критического мышления:

а)  аудирование и разбиение прослушанного на кате­гории: здесь может быть много видов деятельности. Но следует помнить, что надо соблюдать принцип нараста­ния трудностей;

б)   развитие аудитивной памяти: вспомните 5-7-8 единиц (звуков, слов и т. п.);

в)   развитие умения к мысленному возвращению к прослушанному: вспомните и выполните какие-либо действия с прослушанной информацией (например, на­зовите звуки/ слова в обратном порядке);

г)  аудирование со специальными целями: выберите одну единицу из группы, при этом выбор основывается на другой полученной информации;

д)   аудирование с целью выстраивания последова­тельности: определите и назовите единицы в данной последовательности на основании другой полученной информации (выбор можно давать до 3 групп из 2 еди­ниц).

4. Аудирование с целью нахождения определенной ин­формации:

а)  выделение главной идеи(й) (начальный и средний этапы обучения);

б)  выделение основных подробностей (начальный и средний этап обучения);

в)   выстраивание последовательности событий (на­чальный, средний этап);

г)   разграничение основных и второстепенных фак­тов/деталей (средний этап);

д) формулирование выводов (средний этап);

е) определение причин и следствия (средний этап);

ж)   разграничение между фактом и мнением (сред­ний, продвинутый этапы);

з)   интерпретация настроения или тона говорящего (средний, продвинутый этапы).

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector