Аудирование является очень важной составляющей процесса обучения иностранному языку в вузе, что обусловлено коммуникативным характером обучения. Традиционно обучение аудированию сводилось к выработке фонематического слуха на раннем периоде обучения и прослушиванию диалогов и текстов — на более продвинутом этапе обучения. При этом обучение аудированию вряд ли носило реально коммуникативный характер. В данной статье речь пойдет о таких
упражнениях, которые закладывают первичные навыки и умения аудирования как коммуникативного процесса. Такой подход стал возможен при использовании педагогической технологии обучения критическому мышлению.
Критическое мышление представляет собой педагогическую технологию, направленную на то, чтобы научить будущих граждан сотрудничать, работать на равных и в то же время уметь руководить, проявлять личную инициативу, уважать людей самого разного происхождения, вероисповедания и т. п., отстаивать свои принципы и в то же время увязывать «вечные» ценности с быстро меняющимися ситуациями сегодняшнего дня1. Для этого учение непременно должно быть активным. Поэтому обучение критическому мышлению предполагает следующее: активность субъектов процесса обучения, групповую работу, развитие навыков общения, различные способы оценки и самооценки, связь обучения с жизнью. Необходимость в навыках критического мышления обусловлена тем, что едва ли только треть семнадцатилетних людей умеют находить нужную информацию, упорядочивать ее и правильно истолковывать. Доля выпускников колледжей, способных критически мыслить, плодотворно работать в кожективе и успешно решать поставленные задачи, должна существенно возрасти2.
Другими словами, критическое мышление — это тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем. Здесь следует заметить, что вне зависимости от того, какие дисциплины студенты изучают в университете, каждый из них сталкивается с необходимостью принимать решения. Очень часто мы принимаем решения, не задумываясь, как например, когда решаем, что сегодня надеть. Тем не менее, даже в таких ситуациях решение обусловлено критическим мышлением, поскольку мы одновременно учитываем целый ряд факторов: планы на сегодняшний день, прогноз погоды, удобство и т. п. Таким образом, каждый из нас является человеком критически мыслящим до определенной степени или на определенном уровне. Но жизнь ставит перед нами гораздо более сложные задачи и проблемы, которые необходимо решать, когда надо найти выход из критической ситуации, урегулировать конфликт и т. п. Наполеон Хилл3 как-то заметил, что «человеку, который думает прежде, чем что-либо сделать, редко приходится извиняться за свои поступки». И хотя нет никакой гарантии, что мы в большинстве случаев сможем принять правильное решение, все же есть возможность значительно улучшить нужные нам для этого умения, другими словами, следует развивать критическое мышление.
Под критическим мышлением понимают сам процесс принятия решения, который состоит из тщательного рассмотрения проблемы или ситуации с тем, чтобы определить наилучшие пути ее решения4. Для этого нужно всесторонне рассмотреть вопрос, оценить всю фактическую информацию, представить все возможные пути решения и возможные последствия. Для того чтобы сделать все это быстро и правильно, нужны сформированные аналитические умения, когда выводы делают, основываясь на логике, фактах и других объективных знаниях, а не основываясь на эмоциях. Обучение критическому мышлению можно рассматривать как систему упражнений, направленных на совершенствование соответствующих аналитических умений.
Обучение аудированию занимает особое положение. Это объясняется тем, что хотя аудирование и относится к рецептивным видам речевой деятельности, тем не менее, процесс аудирования требует от слушателя активных аналитических усилий. Эти усилия, активные по своему характеру, включают в себя 4 главных элемента, а именно: 1) избирательность, под которой понимают умение выбрать нужные звуки; 2) аудитив- ную память, под которой понимают умение запоминать нужную информацию из всего прослушанного; 3) аудитивную обработку информации, под которой понимают умение манипулировать запомнившейся информацией в уме или в связи с другой полученной информацией; 4) аудитивную моторику, под которой понимают умение действовать на основе информации, которая была прослушана и обработана. Эти четыре элемента и составляют собственно умения, необходимые для успешного аудирования5. Причем, эти умения возможно совершенствовать. На родном языке они начинают развиваться в раннем младенческом возрасте, и по мере тренировки и обучения, т. е. во время их практического использования, эти умения совершенствуются. На иностранном языке эти умения начинают формироваться на начальном этапе обучения, в дальнейшем они также развиваются и совершенствуются.
Таким образом, умениям аудирования можно научить, но научить можно только во время самого процесса иноязычного общения. Такая, работа должна четко планироваться, ей надо уделять время постоянно, на каждом занятии.
Обучение аудированию можно условно разделить на 4 этапа:
1. Базовое аудирование. Оно включает:
а) осознание звуков: какие звуки слышат обучаемые в разных ситуациях?
б) различение звуков: какие звуки одинаковые, а какие — разные?
в) узнавание звуков: какие из звуков свистящие, шипящие и т. п.?
г) понятия о звуках: высокий или низкий, громкий или тихий и т. п.?
- Расширение базового аудирования. Оно включает:
а) различные виды работы/деятельности с ритмическими звукама;
б) следование указаниям: использование указаний в 2-3 этапа;
в) развитие аудитивной памяти: вспомните 3-5 прослушанных единиц (слов, чисел и т. п.);
г) кто, что, где, когда: здесь можно использовать различные виды деятельности;
д) последовательность прослушанного: можно использовать различные виды деятельности (до 5 единиц в одной последовательности);
е) аудирование со специальным заданием: просушай- те и запомните 3-5 звуков/ слов и т. п.;
ж) аудирование и разбиение прослушанного на определенные категории: можно использовать разные виды деятельности.
- Аудирование с элементами критического мышления:
а) аудирование и разбиение прослушанного на категории: здесь может быть много видов деятельности. Но следует помнить, что надо соблюдать принцип нарастания трудностей;
б) развитие аудитивной памяти: вспомните 5-7-8 единиц (звуков, слов и т. п.);
в) развитие умения к мысленному возвращению к прослушанному: вспомните и выполните какие-либо действия с прослушанной информацией (например, назовите звуки/ слова в обратном порядке);
г) аудирование со специальными целями: выберите одну единицу из группы, при этом выбор основывается на другой полученной информации;
д) аудирование с целью выстраивания последовательности: определите и назовите единицы в данной последовательности на основании другой полученной информации (выбор можно давать до 3 групп из 2 единиц).
4. Аудирование с целью нахождения определенной информации:
а) выделение главной идеи(й) (начальный и средний этапы обучения);
б) выделение основных подробностей (начальный и средний этап обучения);
в) выстраивание последовательности событий (начальный, средний этап);
г) разграничение основных и второстепенных фактов/деталей (средний этап);
д) формулирование выводов (средний этап);
е) определение причин и следствия (средний этап);
ж) разграничение между фактом и мнением (средний, продвинутый этапы);
з) интерпретация настроения или тона говорящего (средний, продвинутый этапы).