НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: ИСТОРИЯ, ОПЫТ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Одним из наиболее эффективных методов качественной подготовки специалистов в вузе является научно-исследо- вательская работа студентов (НИРС). Она максимально разви­вает творческое мышление, индивидуальные способности, ис­следовательские навыки студентов, позволяет осуществить подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к воспри­ятию знаний и практическое применение их для решения ор­ганизационных, технических и прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе.

Проблема привлечения студентов к научно-исследовательской работе в период обучения в вузе не является новой. Традиции русской высшей школы, восходящие к временам М. В. Ломоносова, предусматривали творческие занятия научной работой на студенческой скамье. Эта традиция получила дос­таточно успешное развитие в период становления и существо­вания советской высшей школы. В основу ее деятельности бы­ли положены принципы единства теории и практики, связь процессов обучения и воспитания с жизнью. Перед советской высшей школой ставилась задача не только готовить высоко­квалифицированных специалистов, но и развивать серьезные научные исследования в тесной связи с потребностями реаль­ной жизни, органически сочетать учебную, научную и воспи­тательную работу.

Научно-исследовательская работа студентов прошла боль­шой путь развития. Начальный этап — 1920-1950-е гт. — был связан с выработкой основных задач, форм, методов и содер­жания исследовательской работы студентов. В это время НИРС рассматривалась как удел лишь хорошо успевающих студен­тов, способных пополнять ряды научных работников, профес­сорско-преподавательского состава.

С 1960-х гг., под влиянием развертывавшейся научно- технической революции, положение стало меняться. Научную работу студентов начинают рассматривать как средство повы­шения качества подготовки и воспитания студентов. Стали бо­лее разнообразными ее формы, в основном было определено место НИРС в общей системе вузовской подготовки, увеличи­лась массовость участия студентов в научных исследованиях, были созданы предпосылки для формирования в 1970-1980- е гг. целостной системы организации НИРС в стране.

Для целенаправленного совершенствования и развития на­учно-исследовательской работы и научно-технического твор­чества студентов Минвуз СССР в феврале 1974 г. утвердил спе­циальное «Положение о научно-исследовательской работе студентов». К этому времени был создан Всесоюзный совет по НИРС, советы по НИРС создавались в союзных республиках, краях, областях, городах, вузах. В РСФСР координацию работы областных и вузовских советов по НИРС осуществляли 10 зо­нальных секторов, которые входили в состав Республиканского совета по НИРС вузов РСФСР. Координацию работы советов по НИРС вузов Бурятии, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей осуществлял Восточно-Сибирский зо­нальный сектор, созданный на базе Иркутского государствен­ного университета.

Ответственность за постановку и организацию НИРС в ву­зах была возложена на ректоров (на факультетах — на деканов, на кафедрах — на заведующих кафедрами), которые возглави­ли советы по НИРС вузов. Из числа штатных преподавателей кафедр и сотрудников научных учреждений назначались от­ветственные за организацию НИРС на кафедрах, факультетах, в научных подразделениях вуза.

«Положение о НИРС» в значительной степени активизиро­вало деятельность вузов по развитию научного творчества сту­дентов. Данное положение определяло основные направления в деятельности вуза по организации НИРС: организация и ко­ординация НИРС не только во внеучебное время, но и в учеб­ном процессе; обеспечение участия студентов в различных ме­роприятиях по НИРС; содействие более широкому привлече­на факультетах были назначены заместители деканов по НИРС. Чаще всего это были опытные преподаватели, которые осуществляли научно-методическое руководство работой сове­тов НСО факультетов и накопили значительный опыт этой работы: С. Ф. Коваль, А. П. Труфанова, В. Я. Рыбальская, В. Н. Томилова. Состав факультетских советов по НИРС фор­мировался из числа ответственных за НИРС кафедр, студенче­ского актива — бывших членов советов НСО, представителей комсомольской и профсоюзной организаций факультетов. В университетский совет по НИРС вошли заместители деканов по НИРС, студенты, наиболее активно работавшие в составе правления совета НСО, представители комитета ВЛКСМ и профкома университета.

Используя имевшийся опыт привлечения студентов к на­учно-исследовательской работе, а также опыт, накопленный ведущими вузами страны, совет по НИРС университета разра­ботал положение по организации НИРС в ИГУ, которое опре­делило задачи, формы организации и руководства НИРС как в учебном процессе, так и во внеучебное время; структуру сове­тов по НИРС университета и факультетов; порядок организа­ции НИРС на кафедрах и в лабораториях и другие вопросы, связанные с развитием НИРС в университете. Это Положение было утверждено приказом ректора № 139 от 05.08.1977 г.

Большое внимание работе совета по НИРС ИГУ и в целом ор­ганизации научно-исследовательской работы студентов универ­ситета уделяла не только администрация университета, но и пар тийная организация. В течение рада лет за этот участок работы в парткоме отвечал профессор А. Г. Золотарёв, который приложил много усилий для становления и совершенствования работы со­вета по НИРС университета. Несмотря на свою загруженность как учёного, декана географического факультета, А. Г. Золотарёв находил возможность и время вникать в дела и заботы совета по НИРС, помогал в подборе кадров на должности ответственных за НИРС, в подготовке вопросов, касавшихся организации НИРС на заседания парткома, Совета университета.

Реорганизация системы управления и развития НИРС име­ла большое значение: если деятельность советов НСО в основ­ном была направлена на выявление наиболее талантливых и способных студентов и привлечение их к научной работе, то советы по НИРС занимались организацией НИРС не только во внеучебное время, но и в учебном процессе. Это был важный этап в развитии НИРС, которая превращалась в важное средст­во повышения качества подготовки всех специалистов с выс­шим образованием. Под руководством совета по НИРС в 1980- е гг. в ИГУ сформировалась комплексная система мер по при­общению каждого студента к научно-исследовательской рабо­те в период его обучения в вузе.

Комплексная система организации НИРС предусматривала прежде всего связь научно-исследовательской работы студен­тов с учебным процессом через изучение курсов «Введение в специальность», «Основы библиографии и информатики», «Основы научных исследований», «Основы патентоведения», проблемное чтение лекционных курсов, чтение спецкурсов по новым направлениям науки ведущими учеными вуза, региона, выполнение поисковых заданий, решение нестандартных за­дач с элементами НИР на практических занятиях, во время выполнения лабораторных работ, подготовку творческих ре­фератов по заданиям общенаучных кафедр и кафедр общест­венных наук в соответствии с учебным планом, выполнение курсовых работ с элементами научного исследования. Введе­ние элементов исследования в учебный процесс превратилось в ведущий и неоспоримый тип учебной деятельности студен­тов, выраженный в форме учебно-исследовательской работы студентов. Учебно-исследовательская работа студентов позво­ляет перенести акцент с обучения как процесса пассивного, репродуктивного усвоения знаний, на обучение как процесс активного, продуктивного познания, развития познавательной активности и творческого мышления студентов, приобретения ими навыков и методов ведения научной работы, эксперимен­тальных исследований, развития научной эрудиции, что спо­собствует формированию уже в стенах вуза специалиста- исследователя.

Комплексная система организации НИРС развивала навы­ки исследователя у абсолютного большинства студентов и в то

же время создавала условия для творческой работы наиболее одаренной части молодежи. Талантливые, способные студенты могли реализовать полученные знания, умения и навыки через участие в работе научных кружков, проблемных групп, науч­ных студенческих лабораторий, научных экспедиций, отрядов «Внедрение», могли участвовать в выполнении хоздоговорных работ, договоров о творческом содружестве, в выполнении гос­бюджетной научной тематики на правах совместителей и т. д. Комплексная система организации НИРС позволяла практиче­ски каждому студенту завершить процесс обучения выполне­нием дипломной научно-исследовательской работы.

Комплексная система организации НИРС предусматривала также проведение различных мероприятий: олимпиад, конфе­ренций, конкурсов, выставок различного уровня: от вузовских до международных. Участвуя в этих мероприятиях, студенты могли представить на обсуждение результаты своей творче­ской работы.

Вместе с тем, несмотря на достаточно хорошие внешние показатели, организация НИРС носила излишне централизо­ванный, ведомственный характер, не подкреплялась экономи­ческими и социальными льготами для различных категорий молодежи и организаторов работы с талантливой и одаренной молодежью. При переходе страны на новые экономические отношения, по мере ослабевания административных связей и административного контроля, общегосударственная система организации НИРС начала резко сворачиваться.

Попытка ЦК КПСС и ЦК ВЛКСМ создать в 1987 г. Единую общественно-государственную систему научного творчества молодежи (НТТМ) не увенчалась успехом. Отсутствие органи­зационных способностей, полное игнорирование уже сущест­вующего опыта работы с творческой молодежью, стремление руководителей этой системы к излишней коммерциализации научно-технического творчества привели, в конечном итоге, не только к полному краху самой системы НТТМ, но практически к полному прекращению государственного содействия и регу­лирования в этой сфере.

Наступивший в 1990-е гг. общий спад экономического и со­циального развития негативно сказался не только на общем состоянии науки, но и на организации научно-исследова- тельской работы студентов, а временная потеря государствен­ного интереса к организации мероприятий по поддержке творческой молодежи затормозила развитие эффективно дей­ствовавшей в течение 30 лет общественно-государственной системы НИРС — НТТМ.

Тем не менее, НИРС продолжает оставаться одним из важ­нейших средств повышения качества подготовки специалистов с высшим образованием, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического прогресса, следовательно, быстро адаптироваться к современ­ным условиям развития.

Модернизация системы образования потребовала пере­стройки структуры и содержания самой системы образования. В настоящее время выдвинуты новые требования как к учеб­ным планам, так и к организации учебно-научного процесса подготовки квалифицированных специалистов с высшим профессиональным образованием и высшей научной квали­фикацией, главными компонентами которых являются рас­ширение и совершенствование подготовки молодых специали­стов и ученых для предприятий, организаций и образователь­ных учреждений России в целом и Иркутской области в част­ности. Главной предпосылкой реализации этих требований является создание организационной, методической и матери­альной базы научной деятельности студентов и молодых уче­ных как непременной составляющей высшего и послевузовско­го профессионального образования.

В настоящее время отмечается явный рост заинтересованнос­ти молодежи не только в получении высшего профессиональ­ного образования, но и в достижении научной квалификации.

Иркутский государственный университет — исторически сложившийся центр вузовской подготовки, славящийся своими научными школами и успехами в научно-исследовательской работе студентов. Несмотря на объективно существующие ма­териальные трудности, участие студентов в НИР продолжает оставаться в центре внимания руководства университета, его общественных организаций. Заметно стремление самих сту­дентов к углублению и расширению своих знаний, в том чис­ле, через участие в научной деятельности. Отрадно отметить, что студенты занимают активную позицию в деле возрожде­ния работы прежних и создания новых проблемных научно- исследовательских групп, лабораторий, центров, участвуют в конкурсах грантов и с успехом демонстрируют полученные в университете знания в различных мероприятиях НИРС. Каче­ство подготовки студентов ИГУ всегда было и остается доста­точно высоким и важную роль в его повышении играет науч­но-исследовательская работа студентов, которая заметно акти­визируется в последнее время.

Об этом свидетельствуют результаты олимпиад по про­фильным и непрофильным предметам, а также олимпиады по иностранным языкам и информатике, которые проводятся ежегодно на всех факультетах. Появилась новая интересная форма олимпиад в системе On-line. О качественной подготовке наших студентов говорят их успехи в областных, региональ­ных и всероссийских турах олимпиады «Студент и научно- технический прогресс». Успешно выступают студенты ИГУ и на всероссийском уровне в очных соревнованиях, занимая призовые места, становясь лауреатами различных олимпиад, конкурсов, конференций и выставок. Число победителей и призеров ежегодно превышает 200 человек.

Итоги научной работы студентов ежегодно подводятся на научно-теоретических и научно-практических конференциях по отраслям наук. Последнее время наметилась тенденция к интеграции с академическими институтами. Так, конферен­ция химического факультета проводится на базе Института химии СО РАН, совместно с молодыми учеными академиче­ских институтов, по результатам которой победители получа­ют гранты на проведение научных исследований в течение всего последующего периода обучения. Ежегодно в конферен­циях, проводимых на всех факультетах университета, прини­мают участие от 800 до 1000 студентов. По итогам факультет­ских конференций с 1997 г. выходит сборник тезисов лучших докладов студентов и аспирантов университета «Вестник Ир­кутского государственного университета. Серия молодежная».

Несмотря на материальные трудности, факультеты и рек­торат изыскивают средства для командирования студентов на региональные, всероссийские и международные олимпиады и конференции. В общей сложности ежегодно командируются более 100 студентов, доклады многих из них отмечены награ­дами высшего ранга.

Следует сказать, что важную роль в активизации научно- исследовательской работы студентов университета может и должен сыграть открытый Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам. В приказе Министерства образования РФ об объявлении этого конкурса говорится, что целью его яв­ляется создание организационных и экономических условий для раскрытия творческих способностей и воспитания студен­ческой молодежи, сохранения и восполнения на этой основе интеллектуального потенциала России, стимулирование вузов в организации НИРС. Студенты университета ежегодно при­нимают участие в открытом конкурсе по всем направлениям подготовки специалистов, имеющимся в ИГУ, и получают за­служенные награды высшего достоинства. Активно участвуют студенты как в конкурсах фантов, объявленных для студентов и молодых ученых, так и в выполнении серьезных грантовых исследований ученых университета. Студенты ИГУ являются стипендиатами фондов К. И. 3амараева, В. И. Вернадского, «Оксфорд-Россия», победителями конкурсов «Умник» и др. Кроме открытого конкурса студенты ИГУ принимают участие и в других конкурсах, а также выставках студенческих работ по различным направлениям науки и техники.

Таким образом, в университете проводится активная рабо­та по созданию условий для успешного совмещения студента­ми хорошей и отличной учебы с активным участием в научно- исследовательской деятельности кафедр, лабораторий, научно-исследовательских институтов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector