Процесс усвоения

Усвоение (в педагогической психологии) — механизм (путь) формирования человеком индивидуального опыта через приобретение совокупности знаний, обобщенных способов деятельности, нравственных норм и опыта творческой деятельности. По определению С.Л.Рубинштейна, усвоение знаний — центральная часть процесса обучения. Оно никак не сводится к памяти или к прочности запоминания. В него включаются восприятие материала, его осмысливание, его запоминание и то овладение им, которое дает возможность свободно им пользоваться в различных ситуациях, по-разному им оперируя.

В качестве основных психологических механизмов усвоения принято рассматривать последовательное осуществление ряда познавательных процессов. В то же время глубинный анализ процесса усвоения, по оценке С.Л.Рубинштейна, прежде всего, предполагает не столько наименование его компонентов, сколько понимание того, что все входящие в него процессы: а) формируются в самом ходе обучения; б) имеют двусторонний характер обучения, где взаимосвязаны и взаимообусловлены (учитель — ученик — учебный материал).

Процесс усвоения тесно соотносится с логикой процесса преподавания. При анализе так называемого «традиционного» обучения выделяют следующие стадии процесса усвоения: первичное ознакомление с материалом или его восприятие в широком смысле слова, его осмысление, специальная работа по его закреплению, и, наконец, овладение материалом — возможность оперировать им в различных условиях, применяя его на практике. При изучении так называемых «инновационных» форм обучения будет рассмотрена иная динамика усвоения. Каждая из стадий усвоения связана с другой и обусловлена характером взаимодействия учителя и ученика, и каждая из них в определенной степени определяет конечный эффект обучения.

Восприятие — процесс отражения в сознании учеников предметов, явлений, целостных ситуаций педагогического воздействия при их непосредственном воздействии на органы чувств. Традиционно выделяют пять видов восприятия в соответствии с ведущим анализатором, участвующим в построении образа: зрительное, слуховое, осязательное (тактильное), вкусовое, обонятельное. Психологическая сущность восприятия может быть раскрыта через описание таких его свойств, как предметность, целостность, осмысленность, структурность, константность, избирательность.

Предметность восприятия свидетельствует о том, что человек усваивает мир избирательно, выделяя из всего, что его окружает, определенные предметы. Целостность выражается в том, что данные предметные образы обладают достаточной степенью завершенности и полноты. Осмысленность показывает, что в образы восприятия входят определенные продукты мышления: знания, прошлый опыт, мыслительные операции. Структурность обеспечивает возможность понимать окружающий мир как систему устойчивых связей и отношений. Константность позволяет одним и тем же образом воспринимать один и тот же предмет в разных ситуациях. Избирательность способствует определенной дифференциации образов (более значимые и менее значимые в зависимости от интересов субъекта).

Восприятие — это сложная познавательная деятельность, которая не сводится к одним только внешним воздействиям на человека. Для получения образов восприятия необходима особая внутренняя активность самого субъекта — перцептивная деятельность. Она включает в себя различение, опознание, измерение, контроль, оценку и т.д., в ходе которых субъект осуществляет отбор необходимых и важных признаков в самом объекте, а затем сличает с ними формируемый образ. Поэтому в ходе занятий преподаватель должен не просто предъявить обучаемым новую информацию для восприятия, а организовать перцептивные действия обучаемых по осуществлению восприятия учебного знания. При этом важно помнить, что возможности восприятия имеют свои границы. Отсюда в ходе одного занятия целесообразно вводить не более пяти — семи различных предметов объективной реальности (боевой техники, вооружения).

Осмысление — процесс, направленный на выявление существенных связей и отношений между предметами окружающего мира на основе представленного учебного материала. Тем самым мышление, в отличие от восприятия, выступает как обобщенное отражение мира. Для осуществления такого вида психического отражения человек использует специальные познавательные средства — знаки и символы, закрепленные, прежде всего, в естественном языке человека. Поэтому мышление всегда осуществляется и рассматривается в тесной связи с речью. В процессе обучения общность мышления и речи наиболее полно представлена в терминах и понятиях, используемых для раскрытия содержания обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector