Бальмонт Константин Дмитриевич

Бальмонт Константин Дмитриевич (1867 -1942) — русский поэт. Родился в дворянской семье. Б. выступил как один из ранних представителей русского символизма (сборники «В безбрежности», 1895, «Тишина», 1898, «Горящие здания», 1900, «Будем как солнце», 1903). Б. собирал и публиковал образцы творчества народов разных стран: Египта, Мексики, Перу, Индии и др.

Стремился к неведанности, экзотичности переживаний. Культ изменчивости личности. Его влечет все зыбкое, мимолетное – девиз его поэзии. Экспрессия мимолетности + музыкальная стихия. Импрессионистичность – улавливание мгновен.впечатлений. Импрес. Чуждается идей, недоверие к рациональному, стремление выразить чистую эмоцию. Отсюда опора на чувственные средства (подбор цветовой гаммы, установка на внушение, очарование). Активное использование аллитераций и ассонансов. – доминирование музыкальности.  Куприяновский, Молчанова – сквозной образ – солнце, который постепенно наполняется философско-символическим содержанием. Книга «Будем как солнце» 1903г. – подзаголовок «Книга символов». В основе – единение лирического «Я» с космосом. Последний сборник «Светослужение» 1937г. – романтическое представление о высокой миссии поэта. Сборник «Под северным небом стал дебютом». Основной мотив сборника – это жажда неба. Южное небо как небо вечности, но герой под северным. Определяют раннее творчество Бальмонта как романтическое. Второй сборник «В безбрежности» (1895) и третий «Тишина» (1898) были поисками нового пространства, новой свободы, попытками утверждения индивидуальности. Идея мимолетности, стремление запечатлеть уходящие мгновения, изменчивость настроений, повышенное внимание к технике стиха (увлечение звукописью, музыкальность) — вот отличительные черты ранних книг К. Бальмонта. В записных книжках, имея в виду вышеназванные сборники, он писал: «…я показал, что может сделать с русским стихом поэт, любящий музыку. В них есть ритмы и перезвоны благозвучий, найденные впервые»:

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог,

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.

(«Челн томленья»)

Переход к символизму «Будем как солнце». Купр. И Молчанова определяли ранний период как восхождение. Лир.герой предстает прикованным к земле, но в мечтах рвущемся к небу. 1899-1905 – отказ от романтических идей. Внимание привлекает идея сверхчеловека. Меняется поэтич.КМ, нач.преобладать демонические мотивы. Грусть и отчаяние сменяются восторгом, эйфорией. Эллис писал, что этому периоду соотвествует жажда жизни, поиск новых впечатлений, что и определяет основной пафос поэзии. Колобаева – ЛГ предстает как некий блуждающий дух, который стремится поговорить на всех языках, посетить все страны, все культуры. Экстенсивность метода – чем шире, тем лучше (благодаря знанием 20 языков). 3 кита поэзии Бальмонта: 1) ценность сиюминутного переживания, 2) постижение жизни как хаотич., иррац. Явление, 3) культ вечных метаморфоз прекрасного. Отказ от мотива восхождение к небу связан со сб. «Горящие здания». Теперь главное – слиться со стихией. Символика красного цвета. Лир.герой – стихийно демоничен. Изменяется образ возлюбленной: от романтического – к образу колдуньи, ведьмы. В предисловии к «Горящим зданиям» Бальмонт указал свой девиз: «Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь». Стремление к внутреннему освобождению и познанию самого себя — центральный мотив книги, в которой следует смена не только масок, но и декораций: автор заставляет своего героя перемещаться во времени и в пространстве: здесь эпоха Ивана Грозного и Бориса Годунова, скифские набеги и Древняя Русь, Запад и Восток («Скифы», «Опричники», «В глухие дни», «Смерть Димитрия Красного», «Как испанец», «Замок Джэн Вальмор», «Чары месяца», «Исландия», «Воспоминания», «Индийский мотив», «Индийский мудрец» и др.). Утверждая образ сильного героя, «стихийного гения», «сверхчеловека», Бальмонт восторженно восклицает:

О, блаженство быть сильным и гордым

и вечно свободным!

(«Альбатрос»)

«Будем как солнце» — Эллис: эта книга представляет собой книгу символов. Ключевым становится символ солнца. Все вещи утрачивают эмпирическое значение и наполняются знач.лучей солнца. Солнце – символ мировой души. Гармония возможна лишь через солнечное начало. Ближе стихия огня.  В стих «Гимн огня» — Огонь – это сошедшее на землю солнце.  Книга «Будем как солнце» явилась попыткой создать космогоническую картину мира, в центре которого находится Солнце, вечный источник всего живого. Весь сборник проникнут пантеистическими мотивами поклонения стихийным силам — Луне, звездам, ветру, огню, воде («Гимн огню», «Воззвание к океану», «Ветер», «Завет бытия» и др.). Наряду с космогоническими мотивами в сборнике нашла отражение столь излюбленная поэтом теория мига, волшебного мгновения:

У мысли нет орудья измерить глубину,

Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.

Лишь есть одна возможность сказать мгновенью: «Стой!»

Разбив оковы мысли, быть скованным — мечтой.

(«Сказать мгновенью: «Стой!»», 1901)

Во 2 разделе книги «Змеиный глаз» — тема творчества. Завет поэту – сплав всех противоположных начал бытия в момент сотворения красоты, стремление соединить несоединимое отражало интенцию Бальмонта к нечеловеч. созерцанию красоты.  В этой книге произошел переход от импрессинизма к более сложному сложному – мифопоэтич. символизму, котором Я и Космос находятся в философско-эстетич. единстве. Б.начинает создавать миф о солнце как о солярном мифе.

Книга «Только любовь» — лир.герой разрыв. Между Богом и Дьяволом. Как и в «Будем как солнце» развив. космич.темы.

Этот период завершается сборником «Литургия красоты. Стихийные гимны» (М., 1905), в котором поэт бросает упрек людям, «разлюбившим Солнце», разорвавшим привычные связи, видящим золотой блеск только в лучах «презренного металла» («Люди Солнце разлюбили», «Проклятия человекам», «Человечки», «Бедлам наших дней» и др.):

Мы знаем золото лишь в деньгах, с остывшим бледным серебром,

Не понимаем мысли молний, не знаем, что поет нам гром.

Для нас блистательное солнце не бог, несущий жизнь и меч,

А просто желтый шар центральный, планет сферическая печь.

(«Проклятия человекам»)

В конце 1905 г. в издательстве «Гриф» вышла книга «Фейные сказки», посвященная Нинике — Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Е. А. Андреевой, и вызвавшая восторженный отзыв Брюсова.

В 1905 г. К. Бальмонт отправился в путешествие в США и Мексику. Результатом этой поездки явились не только путевые заметки и очерки, в которых он описал наиболее выдающиеся памятники древне-мексиканских культур, но и переводы мифов ацтеков и майя, составившие книгу «Змеиные цветы».

1914 – сборник «Белый зодчий». Б.з.- неземной художник, творец мира. Тема поэзии как волшебная. Особая роль в творческом акте принадлежит музыке, поскольку она ближе всего к первооснове бытия. Бог посылает человеку поэта. В поэзии музыка реализуется в стихотворных размерах.

В 1915 г. выходит книга К. Бальмонта «Поэзия как волшебство»- трактат о сущности и назначении лирической поэзии. Поэт приписывает слову «заклинательно-магическую силу» и даже «физическое могущество». (До этого он неоднократно обращался к проблемам языка, творчества. Его литературно-критические статьи, эссе («Горные вершины» (1904), «Белые зарницы» (1908), «Морское свечение» (1910)) посвящены русским и западноевропейским поэтам.) В 1915-1916 гг. К. Бальмонт предпринимает лекционные поездки по центральной и азиатской части России, в мае 1916 г. посещает Японию. Он не перестает писать, особенно часто обращается к жанру сонета. В начале 17 года выходит книга ясень.  В эти годы поэтом создано 255 сонетов, которые составили сборник «Сонеты Солнца, Неба и Луны» (1917). –конец этого периода.

Период с 17-20 гг. – подготовка к печати стих-х книг. В 20 году вышел сборник «»Перстень» — противопост.поэзию хаосу историю.  Эмиграции 20-30 годы. –малоизучены.

1922 – Песня рабочего молота. – попытка осмыслить революц.состояние России, сопоставление труда рабочего и поэта – общее в теме созидания, противопоставления хаосу совр.событий.

Светослужение – посл.сборник., где в качестве итога и смысла жизни выявляются две точки опоры – любовь и искусство. Например, стих-е  НО Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ!..

Уж ночь окончилась. Растаял мрак седой.

Туман рассеялся. Исчерпан срок унылый.

И солнца диск взлетел — как сокол золотой…

— Но я Тебя люблю — с невыразимой силой! —

Другое стих-е этого сборника —КАК МЫ ЖИВЕМ?

Как мы живем, так и поем, и славим,

И так живем, что нам нельзя не петь.

Фет

Мы так живем, что с нами вечно слава,

Хмельная кровь, безумствующий бред,

И, может быть, в том жгучая отрава,

Но слаще той отравы в мире нет.

И мы поем — о том, что любим рдяно,

Что травы ночью грудим мы в стога,

И песня льется струйкою кальяна,

И океан рокочет в берега.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector