Информационно-библиотечное обслуживание в научной библиотеке СибГТУ

Информационно-библиотечное обслуживание является основным направлением работы библиотек. Максимальное и качественное удовлетворение информационных потребностей читателей достигается эффективным использованием библиотечных ресурсов и современных информационных технологий, расширение применения которых является главной задачей библиотек.

В теории библиотечного дела, термин «информационно-библиотечное обслуживание» включает совокупность процессов донесения информации до потребителя, выходом которых будет библиотечная услуга, имеющая свои разновидности. Так, по признаку характера предоставляемой информации различают следующие виды информационного обслуживания:

a)     документальное;

b)    фактографическое;

c)     концептографическое[11].

Документальное обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей путем предоставления документов потребителям для постоянного или временного использования с целью извлечения необходимых им сведений. Наиболее ярким примером документального обслуживания является библиотечное: выдача документов на абонементах, в читальном зале, заказ литературы по межбиблиотечному абонементу (МБА), организация книжных выставок, просмотров литературы.

Фактографическое обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей путем предоставления пользователям конкретной интересующей их информации (данных, фактов, сведений), на базе первичных документов либо специально созданных для этих целей информационных продуктов (справочные издания, фактографические досье и базы данных (БД) и т.п.).

Концептографическое обслуживание предполагает удовлетворение информационных потребностей путем предоставления специально подготовленной по запросам пользователей обзорно-аналитической, концептуальной, прогностической информации. Подобная информация не существует в том или ином отдельном документе, и требует от специалиста тщательного анализа большого количества первоисточников, извлечения, интерпретации, оценки и обобщения отдельных фактов и данных, синтезирования на этой основе аналитических информационных продуктов в виде научно-аналитических обзоров, экспертных заключений, докладов, прогнозов развития. Это наиболее сложный, «наукоемкий» вид информационного сервиса. Традиционным в этом виде обслуживания для вузовской библиотеки является подготовка ежегодного информационного обзора новых публикаций, а также дайджестов по актуальным проблемам развития высшего образования, который включает информацию не только о документах, поступивших в библиотеку, но и опубликованных на официальных сайтах учреждений, организаций (прежде всего, Федерального агентства по образованию).

Библиотечное обслуживание — совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг

Библиотечно-библиографические ресурсы — информационный, материально-технический и кадровый потенциал, которым располагают библиотеки для осуществления своих функций.

Библиотечный фонд — совокупность документов, предоставляемых в распоряжение читателей.

Система библиотечных каталогов и картотек — часть справочно-библиографического аппарата библиотеки; совокупность планомерно организованных, взаимосвязанных и дополняющих друг друга библиографических каталогов и библиографических картотек

Основой традиционной библиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электрон­ная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в библиотечное обслуживание происходит по схеме: комплекто­вание — каталогизация и обработка литературы — библиографическое обслуживание — документальное обслуживание и т.д.

Чтобы овладеть всеми подробностями и тонкостями работы с каталогом, необходимо ознакомиться с его устройством, много практиковаться в поиске, обладать информационной культурой, т.е. воспитать грамотного пользователя. В университете организованы занятия по обучению студентов основам информационной культуры, которые проводят сотрудники библиотеки, при обращении к информационным ресурсам библиотеки и Интернет в специальном зале доступа, оказывается консультационная помощь, разработаны памятки пользователя и т.д.

В конечном итоге такая организация консультационной помощи имеет несомненный положительный результат — библиотекари отдела обслуживания вынуждены основательно ознакомиться с возможностями программы, методикой поиска, что позволяет им стать полноценными участниками процес­сов автоматизации библиотеки в целом.

Функции библиотек различаются в зависимости от основных целей их деятельности. Некото­рые из них могут представлять собой справочные фонды, другие — собирать и распространять данные для научных исследований или комплектовать материалы для туристов, выдавать книги на дом или выполнять одновременно все эти и еще много других функций.

Библиотеки целесообразно объединить в несколько самостоятельных: групп в соответствии с предоставляемыми ими видами обслуживания, хотя такое деление и может быть очень упрощенным:

Универсальные библиотеки удовлетворяют разнообразные читательские потребности на основе фондов, сформированных без тематических и типологических ограничений

Общедоступные библиотеки предоставляют возможность пользования фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

Публичные библиотеки предназначены для удовлетворения информационных потребностей широких слоев населения.

Специальные библиотеки, обеспечивают профессиональные потребности пользователей и иные специфические потребности особых групп читателей на основе соответствующего фонда (патенты, ноты, книги для инвалидов по зрению и т.д.) и информационно-поискового аппарата

Цель деятельности технических и коммерческих библиотек  — экономия времени и средств своей организации. Для этого они: выпускают бюллетени, соответствующие по со­держанию профилю организации; предоставляют сотрудни­кам первичные источники информации; формируют фонд, позволяющий реализовать указанные выше задачи и проведе­ние научных исследований; имеют сотрудников для поиска литературы по поручению научных сотрудников или руково­дителей.

Научные библиотеки обеспечивают развитие науки; удовлетворяют информационные потребности научных учреждений и отдельных лиц, связанные с исследовательской деятельностью на основе соответствующего фонда и информационно-поискового аппарата.

Вузовские библиотеки соединяют функции учебной и научной библиотек, так как обеспечивают образовательный процесс учебниками и учебными пособиями и в то же время являются научными библиотеками в полном смысле этого понятия, имея в своих фондах 40% научных изданий. Вузовские библиотеки гарантируют удовлетворение информационных потребностей преподавателей и научных работников вуза.

Таким образом, исходя из функций библиотек, научно-техническая библиотека СибГТУ в 2004 году была переименована в научную библиотеку СибГТУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector