Структурно-функциональная система научной библиотеки СибГТУ

Научная библиотека СибГТУ — одной из крупнейших и хорошо технически оснащенных библиотек Восточной Сибири. Её история  неотде­лима от истории вуза, от истории ин­дустриального преобразования Си­бири и Дальнего Востока, и, в пер­вую очередь, Красноярского края.

Интеграция Сибирского государственного университета с научными и образовательными учреждениями различного уровня, создание на этой основе университетского комплекса, раз­витие систем открытого, дистанционного, до­полнительного и послевузовского образования, внедрение во все сферы деятельности вуза ин­формационно-компьютерных технологий при­водят к необходимости переосмысления страте­гических целей и задач Научной библиотеки СибГТУ.

Сегодня библиотека университета не только обеспечивает информационную поддержку всех направлений деятельности высшего учебного за­ведения, но и непосредственно участвует в обра­зовательном процессе, взаимодействует с обра­зовательными структурами вуза (факультетами, кафедрами, филиалами и представительствами), а также пользователями библиотеки на принци­пах партнерства.

В 30-е годы формируется структура вуза, со­став отделов, секторов и лиц, несу­щих ответственность за их работу. Библиотека берет на себя функции обеспечения литературой учебного и научного процессов, направив ос­новные усилия на формирование книжных фондов.

В июле 1964 года в целях улучшения качест­ва заочного и вечернего образова­ния во исполнение приказа Минис­терства ВО СССР № 145 от 9 апреля 1964 г. библиотеке поручено обеспечить каждого студента, обучающе­гося заочно, учебно-методической литературой, для чего рекомендуется: закупить литературу для  1-х курсов на дополнительные средства Министерства; реализовать заявки на литерату­ру через книготорговые организации; открыть при институте отделе­ние «Книга — почтой».

К 1990 году организован  сектор  массово-воспитательной работы для более тесного контакта с кураторами сту­денческих групп;  выделен абонемент научной ли­тературы, что привело к ее концент­рации в одном месте и резкому сни­жению отказов по заявкам читате­лей.

Введен метод группового об­служивания студентов I-III курсов с составлением почасового графика и подготовки комплектов учебной литературы. Введены «ноч­ной» абонемент в читальных залах и краткосрочная выдача «обязатель­ного экземпляра» из книгохранили­ща через абонемент научной лите­ратуры.

В 1998 году открыты читальные залы соци­ально-экономической и технической литературы. С целью снижения числа отказов на дефицитную литературу введен краткосрочный абонемент.

К 2001 году компьютерная сеть объединяет 34 компьютера (11 рабо­чих мест для читателей). Зал доступа к электронным ре­сурсам преобразован в справочно-информационный центр. Библиотека оказывает читателям около 50 видов сервисных услуг.

Результатом анализа программного обеспечения в 2002 году стало решение о приобретении системы автоматизации ИРБИС, поддерживающей традиционные библиотечные технологии и ориентированной на дальнейшее развитие информационных технологий. В настоящее время освоены и запущены в промышленную эксплуатацию подсистемы «Комплектатор», «Каталогизатор», «Администратор», «Читатель», «Книгообеспеченность». Основные модули системы работают стабильно. Успешно освоены основные процессы комплектования и обработки, включая рекоплектование (списание), регистрация периодики, каталогизация.

В 2002 году ведется работа по внедрению автоматизированной книговыдачи (абонемент научной литературы) на основе штрихового кодирова­ния. Утверждается структура и лингвистические средства БД «Читатели». В 2003 году электронный каталог конверти­рован в автоматизированную библиотечную систему ИРБИС. В 2006 году закончено формирование единой БД «Читатели», куда вошли все категории читателей, включая сотрудников университета и студентов всех форм обучения.

Структурно-функциональная система управления научной библиотеки СибГТУ представлена в Приложении Б.

Отделам обслуживания научной библиотеки СибГТУ присущи как общие, так и частные функции по организации библиотечно-библиографического и информационного обслуживания читателей.

К общим функциям отделов обслуживания относятся:

a) Формирование подсобных фонды секторов в соответствии с картами обеспеченности, учебными планами и информационными запросами читателей, для чего отделы:

1)    принимают участие в предварительном заказе литературы, передают отделу комплектования заявки на недостающие издания;

2)    принимают новые поступления, осуществляют их учет;

3)    анализируют использование подсобных фондов, работают с референтами по оптимизации имеющихся фондов;

4)    оформляют фонды разделителями; расставляют литературу на полках, ведут систематическую проверку правильности расстановки;

5)    проводят проверку подсобных фондов совместно с отделом книгохранения согласно плана;

6)    следят за санитарным состоянием подсобных фондов;

7)    проводят своевременный ремонт документов; отбирают издания для переплета и восстановления страниц;

8)    освобождают фонды от ветхой, устаревшей по содержанию литературы, готовят ее к списанию.

b) Участие в организации массово-информационной работы совместно с другими подразделениями библиотеки, для чего:

1)    организуют тематические выставки, выставки новых поступлений, Дни учебника на кафедрах и в библиотеке;

2)    осуществляют рекламу проводимых мероприятий различными средствами (объявления, аннотации, на TV, на веб-сайт НБ);

c) Научно-методическая работа, по итогам которой:

1)    разрабатывают инструктивно-методические материалы, регламентирующие производственные процессы;

2)    изучают и внедряют передовой опыт библиотек, обобщая свой опыт работы.

a)     Участие в научно-аналитической работе библиотеки в соответствии с планом отдела и библиотеки.

e) Участие в общебиблиотечных и межвузовских формах повышения квалификации.

f) Составление квартальных и годовых планы работы и отчеты об их выполнении.

g) Систематическое изучение и анализ брака в работе, разработка и осуществление мероприятий по его ликвидации.

h) Организация обучение сотрудников на рабочем месте, обеспечение взаимозаменяемости внутри отдела.

i) Организация и ведение справочно-библиографического аппарата секторов.

Основной функцией отделов обслуживания научной библиотеки является обслуживание читателей. С этой целью отделы:

a)     записывают читателей, знакомят их с правилами пользования библиотекой, ее структурными подразделениями и их основными функциями, ресурсами и услугами;

b)    ведут регистрацию читателей, формируют картотеки регистрации, проводят выявление задолженности;

c)     проводят ежегодную перерегистрацию читателей и осуществляют статистический учет обслуживания;

d)    обеспечивают оперативное выполнение читательских запросов, анализируют отказы на литературу и принимает меры к их ликвидации;

e)     контролирует сроки возврата, ведет работу по предупреждению читательской задолженности;

f)      предоставляет читателям дополнительные виды услуг, в том числе платные услуги, согласно «Прейскуранта дополнительных (платных) услуг….»;

g)     внедряют компьютерные технологии, организуя автоматизированные рабочие места для читателей и осуществляя различные виды компьютерных работ сообразные частным функциям отделов.

Согласно структурно-функциональной структуре, в научной библиотеке СибГТУ имеются следующие отделы обслуживания:

Отдел обслуживания научной литературой, в структуре которого абонемент, сектор кафедральных библиотек и два читальных зала: естественнонаучной и технической литературы.

На базе читального зала естественнонаучной литературы (ЧЗЕНЛ) функционирует эколого-информационный центр, обеспечивающий информационную поддержку непрерывного экологического образования студентов, реализацию научно-технических, экологических программ университета. Так же зал предоставляет услуги межбиблиотечного абонемента.

Спецификой формирования подсобного фонда читального зала технической литературы является выдача ГОСТов, технической информации, книг и журналов соответствующей тематики, в т.ч. по программному обеспечению, системотехнике, сетевым и компьютерным технологиям.

Согласно задачам исследования, выделим функции абонемента научной литературы (АНЛ), основными читателями которого являются студенты дневной формы обучения, сотрудники вуза и посторонние лица Абонемент:

a)     организует дифференцированное обслуживание по категориям читателей, курсам, специальностям с применением методов индивидуального и группового обслуживания;

b)    ведет единую регистрационную (ЕРК), алфавитную и номерную картотеку читателей;

c)     осуществляют ввод и редактирование информации  о читателях отдела в БД «Читатель»;

d)    вносят штрих-коды в читательские билеты;

e)     осуществляют автоматизированную книговыдачу из подсобного фонда и фонда книгохранения.

Отдел обслуживания учебной литературы (ООУЛ) осуществляет библиотечно-библиографическое и информационное обслуживание студентов всех форм обучения и состоит из следующих секторов:

a)     Организации подсобных фондов;

b)    Абонемент учебной литературы (АУЛ) для студентов дневной формы обучения;

c)     Абонемент учебной литературы для студентов заочно-дистанционной формы обучения»  (АЗЛ).

Обслуживания читателей, в основном, проводится по группам, факультетам и дисциплинам, путём выдачи рекомендованных педагогами, референтами кафедр учебников в начале учебного процесса. Присутствует и текущее обслуживание, связанное с заменой или выдачей учебной литературы по причинам:

a)     переориентации на изучение предмета;

b)    появление в фонде переизданного, исправленного или более качественного по оформлению издания.

Научно-библиографический отдел (НБО) осуществляет обслуживание читателей всех категорий в соответствии с направлениями учебной, научной и воспитательной работы университета, является самостоятельным структурным подразделением НБ СибГТУ. Включает в свой состав:

Сектор обучения основам информационной культуры осуществляет комплекс мероприятий по обучению «Основам информационной культуры» (ОИК) пользователей библиотеки.

Сектор библиографического информирования осуществляет справочно  — информационное обслуживание читателей по проблемам высшей школы, ведёт картотеку читателей, осуществляет автоматизированную книговыдачи, вносит сведения о регистрации, перерегистрации и выбытию читателя в базу данных. Регистрационные карточки расставляются в специальные картотеки по алфавиту, месту работы или учебы.

Сектор научно-вспомогательной библиографии осуществляет разработку и составление библиографических пособий в помощь научно-исследовательской, педагогической, учебной и воспитательной работе университета.

Отдел культурно-просветительской работы (ОКПР) осуществляет справочно-библиографическое и информационное  обслуживание читателей необходимой литературой, используя подсобные фондов секторов и основного фонда книгохранения.

Читателями отдела являются студенты всех курсов дневной и заочной форм обучения, слушатели ЦДО, подготовительного отделения, лицеисты, преподаватели и сотрудники университета, посторонние читатели.

В состав отдела входят шесть подразделений:

a)     Абонемент художественной литературы;

b)    Сектор культурно-просветительской работы;

c)     Сектор гуманитарной литературы;

d)    Сектор экономической литературы;

e)     Филиал №2;

f)      Филиал №3.

Справочно-информационный центр (СИЦ) работает со студентами всех форм обучения и сотрудниками вуза, а также с посторонними читателями.

В СИЦ регистрируют читателей, пользующихся услугами читального зала и  арендующих машинное время. На читателя заводится регистрационная карточка, которая хранится два-три года.

Справочно-информационный центр выполняет комплекс работ по организации свободного доступа к электронным ресурсам (локальным и удаленным); осуществляет информационное и справочно-библиографическое обслуживание;  оказывает сервисные услуги, требующие применения электронной техники, является самостоятельным структурным подразделением НБ, который функционирует на правах отдела.

Зал доступа к электронным ресурсам предназначен для предоставления  свободного доступа к информационным ресурсам Интернет, электронным ресурсам научной библиотеки всем категориям пользователей.

Современный этап развития компьютеризации библиотеки характеризуется новыми направлениями деятельности. Ведется работа по созданию электронной библиотеки, разработана ее концепция, структура, утвержден план работы. Структура электронной библиотеки включает несколько разделов:

a)     электронный каталог НБ Си6ГТУ (свыше 100 тысяч записей), доступный с автоматизированных рабочих мест (АРМ) “Читатель” и на сайте НБ Си6ГТУ;

b)    электронные учебные издания (полнотекстовые базы данных), созданные сотрудниками университета;

c)     научные публикации сотрудников Си6ГТУ;

d)    электронные издания на оптических компакт-дисках;

e)     ссылки на профильные ресурсы Интернет. Для более широкого доступа к фонду компакт-дисков с компьютеров кафедр и учебных классов библиотека приобрела специальное оборудование (СD-сервер), разработала документы, регламентирующие работу пользователей с электронными ресурсами с соблюдением законодательства об авторском праве.

Реальную выгоду от сотрудничества с другими библиотеками НБ Си6ГТУ ощутила, вступив в целый ряд библиотечных корпораций и консорциумов. В первую очередь, это “Региональная распределенная корпоративная библиотечная система” г. Новосибирска, объединившая библиотеки Сибири разных ведомств (около 20 библиотек). Пока система не имеет сводного каталога, но позволяет участникам корпорации иметь бесплатный доступ к базам библиотек-участниц, возможность получения изданий по МБА, в том числе с использованием электронной доставки документов.

Включившись в работу корпорации МАРС в 2004 г. библиотека уже ощутила реальную пользу от совместной деятельности. Пользователи оперативно получают информацию о значительно большем круге периодических изданий. Около 50% репертуара периодических изданий, на который подписывается библиотека, аналитически раскрывается с помощью корпоративной базы. Библиотека, расписывая 13 периодических изданий, получает роспись более 900 наименований журналов. Очевидно, что сделать полную аннотированную роспись такого количества журналов крайне затруднительно для одной библиотеки.

Несомненно, большую помощь библиотека получает и от членства в Ассоциации региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), координирующей деятельность 200 библиотек, включая крупнейшие федеральные библиотеки России, в сфере создания электронных ресурсов и, особенно, в предоставлении доступа к ним. А это — более 25 миллионов библиографических описаний и более 50 тысяч полнотекстовых ресурсов: учебники, учебные пособия, монографии, авторефераты диссертаций, периодика и др.

Участие в работе различных консорциумов, безусловно, расширяет границы профессиональной деятельности, повышает профессиональный уровень сотрудников библиотеки, создает принципиально новые возможности доступа к информации для пользователей библиотек. Опыт отечественных и зарубежных библиотек показывает, что развитие библиотечных технологий лежит в сфере совместной работы, кооперирования и координации деятельности. Следовательно, и НБ Си6ГТУ предстоит совершенствовать корпоративную деятельность, искать новых партнеров, в том числе среди зарубежных библиотек.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector