Романтизм как культурный сдвиг

Р. образовался на культурном сдвиге, который охватил все сферы общественного сознания. В широком смысле это ответ на изменившийся ритм исторического развития. В начале 19 века политическая жизнь Европы развивалась настолько бурно, что на протяжении одного поколения полностью обновился культурный уклад. Эмоциональное и трагическое переосмысление опыта ВФР, Наполеоновские войны и нац. освободительные движения сыграли решающую роль в формировании романтического вовлеченности каждого человека в исторический процесс. В своих основных чертах р. был негативной реакцией на эпоху просвещения. Несмотря на то, что в работах р. присутствует размежевание с идеями 18 века, они многое заимствовали из предшествующего культурного опыта. Р. отвергают культ разума, характеризующий просвещение, а решающее значение предается чувству и воображению, естественному началу человека (образ «благородного дикаря»). Р. искусство в своих истоках стремилось к объективности. Р. хотели постигнуть характер всемирного развития. Большое влияние на раннем этапе оказала философия Шеллинга. Он провозглашал мировоззрения. Все мировоззрение романтики пронизывает ощущение тождество духа и природы. Август Шлегель объявил, что произведение искусства подобно творению природы. Оно также зарождается и развивается повинуясь внутреннему импульсу. Оно не делимо на содержание и форму. Основной чертой р. является установка на создание обобщающих символических образов. Не случайно р. интересовались мифологией. Их привлекали не только античные, но и библейские средневековые мифы. Они хотели создать собственный. Ключевыми фигурами для романтиков были Шекспир и Сервантес, их творчество завершало развитие ренессансной эпохи. Р. ощущали свое глубокое художественное родство с эпохой возрождения. Современная история представлялась р. одиозно. Одной из черт р. искусства выступает умение сочетать злобу дня и грандиозные обобщения. Р. принципиально историчен, это основная форма объективности. Р. верили в закономерность истории. Но, по их мнению, ход исторического развития не может быть постигнуть рассудком. Они считали, что закономерность познается воображением, интуитивно. Был обостренный интерес к национальной идее. Р. первыми начали разрабатывать национальную типологию культуры. Местный колорит и особенности для р. были проявлениями национального духа. Ранние р. стремились осознать культуру собственную в зеркале чужой культуры. Один из парадоксов р. мировоззрения, прекрасное отделено от настоящего, они стремились обнаружить его в прошлом или в будущем. Они не смогли объяснить механизм смены исторических эпох. Для них не ясна грань наступления прощания с эпохой. Вальтер скотт отмечал «призрачность исторического времени». Для него в каждой исторической эпохе проглядывала современная ему реальность. Изначально главным предметом р. искусства была личность, разбуженная историческим процессом. Новый этап исторического развития для личности предлагал не виданные ранее возможности. Человек для р.-личность, которая действует, стремится к внутренней свободе, к совершенству, обновлению, стремится исполнить свою роль на подмостках всемиронй истории. Для р. сознания свойственен феномен двоемирия (мира мечты и мира реальности). Разлад между этими мирами отправной мотив р.Они стремились воплотить свой идеал в реальной жизни.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector