Курс семинарских занятий по архивоведению

Курс семинарских занятий по архивоведению является составной частью одноименной учебной дисциплины. Программой, действующей на факультете истории и международных отношений, он предусмотрен для II курса дневного отделения студентов, обучающихся по специальности «История».

Главными задачами курса выступают:

во-первых, закрепление представлений о теоретических основах курса «Архивоведение»;

во-вторых, оказание помощи каждому студенту в выработке навыков для лабораторных работ в архиве;

в-третьих, стимулирование каждого слушателя к формированию собственных видений возможности в самостоятельном освоении архивного комплекса исторических источников. Эти навыки должны начинаться от выбора конкретного архива до подбора группы архивных материалов и работы с ними.

Важнейшей формой прохождения курса является самостоятельная работа. Для этого был специальный раздел к рабочей программе курса семинарских занятий «Архивоведение». Издание представляет собой продолжение комплекса работ по архивоведению, разрабатываемых инициативно неформальной группой преподавателей и практических работников. Настоящая работа связана с раскрытием порядка проведения семинарских занятий. Она охватывает 8 тем занятий. Темы для коллективного обсуждения выбирались с учетом профиля подготовки слушателей: это будущие специалисты-историки. Поэтому в тематике и структуре тем делается акцент на момент развития архивного дела, на его конкретно-историческую обусловленность. Курс семинарских занятий по архивоведению призван стать профессионально полезным будущему специалисту и подготовить его к восприятию курсов по отечественной и всеобщей истории, по источниковедению, а позже – курса по аналитической работе историка.

Каждая тема делится на вопросы. В программе они выделяются нумерованными позициями. В конце каждой темы приложен рекомендуемый список основной и дополнительной литературы к конкретной теме. Для некоторого углубления самостоятельного изучения предмета предлагается примерный перечень заданий для самостоятельной работы.

Важным прикладным аспектом курса выступает самостоятельная разработка реферата к курсу семинарских занятий. Каждый семинар строится по схеме: тема, основные позиции или вопросы для обсуждения, перечень рекомендованных источников и литературы. Что касается литературы, по каждой теме предлагается довольно большой список. Причина в том, что материалы к семинарам представлены не только в библиотеке ВУЗа, но и города предельно малым количеством экземпляров. Чтобы не создавать дополнительных трудностей при подготовке к занятиям, студенту предлагается довольно большой перечень. К тому же этот перечень разбит на отдельные блоки. Освоив одно наименований из блока, каждый студент имеет возможность выступить на семинаре и продемонстрировать свою подготовку.

Для помощи в самостоятельной ориентации студента служит лекционный курс. Характерно, что каждый перечень рекомендованных для подготовки материалов как раз и начинается со ссылки на лекционный курс. Курс семинарских занятий согласован с лектором. Так семинар служит дополнительный формой стимулирования работы студента на лекции.

Не исключается проведение семинаров, как в традиционной вопросно-ответной форме, так и в форме семинаров-конференций. В последнем случае участники семинара разбирают все вопросы и рефераты на сообщения и готовят их в форме устного сообщения временным объемом до 10 минут. Остальные участники слушают выступления, готовят обязательно вопросы. Вопросы письменно  фиксируются и по выбору ведущего (преподавателя) обсуждаются. Вопросы и участие в обсуждении засчитываются как работа на семинаре. Без этого считается необходимым участие в  собеседовании с преподавателем или выполнение по его заданию  контрольной работы.

Программа курса составлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми государственным стандартом к содержанию высшего профессионального исторического образования и позволяет реализовать задачи подготовки специалистов высокой квалификации, обладающими умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного проведения научных исследований и творческого саморазвития.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector