Учебно-методическое пособие по истории классического и позднего Средневековья

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения семинарских занятий по истории классического и позднего Средневековья. Основная цель пособия состоит в том, чтобы с помощью анализа источниковых материалов и рекомендованной литературы студент мог изучить ряд наиболее важных и сложных проблем курса и освоить методы исторического исследования.

Учебно-методическое пособие состоит из 3 частей и охватывает весь период классического и позднего Средневековья (вторая половина XI вв. – конец XV вв.).

По классическому и позднему Средневековью на семинарские занятия выносится изучение следующих тем:

В рамках классического и позднего средневековья на семинарских занятиях рассматриваются следующие проблемы:

– тема № 1 (10 часов) – «Развитие средневековых городов». Проблема средневекового города является одним из центральных сюжетов классического и позднего средневековья. В процессе изучения темы студент должен четко представлять этапы развития средневекового города, их суть, содержание и своеобразие городского уклада жизни и последствия развития города и городской жизни для западноевропейской истории.

– тема № 2 (4 часа) – «Английское феодальное государство в конце XII – начале XIII вв. «Великая хартия вольностей». Данная тема связана с важнейшим этапом политического развития европейского феодального государства – формированием сословно-представительской монархии. В рамках темы студенты должны выяснить, насколько отражены в «Великой хартии вольностей» интересы различных слоев английского общества, как представляется авторам программы идеал политического устройства Англии и к чему должно привести осуществление этого идеала.

– тема № 3 (4 часа) – «Крестьянские восстания XIV в. в Западной Европе». В ходе изучения источников и литературы, используя метод сравнительного анализа, студенты должны будут сопоставить развитие аграрного строя Англии и Франции, сравнить крупнейшие крестьянские восстания XIV в. – Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии. В процессе изучения данной темы студенты должны четко представлять значение этого периода для дальнейшей исторической судьбы феодального общества.

– тема № 4 (18 часов) – «Католическая церковь и культура стран Западной Европы классического средневековья». В рамках данной темы рассматриваются проблемы, связанные с церковью, и комплекс культурных аспектов (образование, наука, литература, искусство) с учётом тех изменений, которые произошли в Западной Европе в рассматриваемый период. К запланированному семинару «Литература классического средневековья», учитывая объемность рекомендованных источников, студенты получают список этих источников для изучения в начале семестра. В ходе работы на семинарах студенты должны осознать поступательность в развитии культуры в целом.

Каждая тема учебно-методического пособия включает тематику отдельных занятий, где представлены план, сведения об опубликованных на русском языке текстах источников или отрывков из них, список обязательной и дополнительной литературы, методические указания и исторические источники (большей частью – не полностью, а в извлечениях). К отдельным документам дана краткая источниковедческая справка, в которой приведены биографические сведения об авторе, очерчены обстоятельства появления этого источника. Приступая к изучению проблемы, студент должен познакомиться не только с конкретной темой, но и чётко представлять её место в общем историческом процессе и истории средневековой Европы.

Главное внимание на семинарских занятиях должно быть уделено методике работы с историческими источниками. Под историческим источником понимается все созданное в процессе человеческой деятельности или испытавшее антропогенное воздействие. На протяжении столетий исследователи обращаются к изучению источников, однако, полностью раскрыть закодированную в них информацию не удается. В этом смысле исторический источник неисчерпаем. Разнообразная информация, содержащаяся в источниках позволяет находить новые темы для исследований, переосмысливать труды предшественников, способствует появлению новых мнений и исторических выводов и тем самым содействует развитию исторической науки. Но только комплексное использование различных типов источников позволяет историку быть максимально достоверным, воссоздавая прошлое.

Применительно к средневековью принято выделять пять типов источников, различающихся по формам фиксирования социальной информации: природно-географические, этнографические, вещественные, художественно-изобразительные и письменные. Главными для изучения проблем, выделенных на семинарские занятия, являются источники письменные. Однако это не исключает использования других групп источников в виде изучения опосредованных результатов их анализа учеными.

Начинать работу над источником следует с определения его типологии. В отечественном источниковедении принята следующая типология средневековых письменных источников: 1) законодательные; 2) документальные; 3) нарративные (повествовательные); в особый тип можно выделить фольклор и художественную литературу.

После определения типологии источника, следует выяснить время и место его возникновения, авторство, структуру, публикации. Затем необходимо перейти к анализу содержания источника. При этом нужно учитывать, что по отдельным темам (в особенности связанным с историей раннего средневековья) в распоряжении исследователя оказывается весьма ограниченный круг источников. В таких условиях любое свидетельство представляет особую ценность. Бережное отношение к источнику, оценка его не по тому, чего он не дает, а по тому, что мы можем узнать из него о тех или иных событиях прошлого – составляет основу исследовательской работы. Студент должен выявить, какую информацию содержат источники и определить степень ее достоверности. Для получения достоверной информации необходимо пользоваться методом сравнения, сопоставления данных рассматриваемого источника с другими. Также студент, в соответствии со списком литературы, должен познакомиться с работами ведущих отечественных и зарубежных ученых по проблемам, запланированным для обсуждения на семинарском занятии. Сопоставляя их мнения с собственными выводами по результатам изучения исторических источников, студент имеет право отдать предпочтение той или иной концепции или определить круг теорий, наиболее адекватно отражающих историческое прошлое, а, может быть, предложить и собственное видение проблемы.

Изучение каждой темы требует привлечения большого количества материала, который необходимо будет подготовить для последующего обобщения. Как показывает опыт, этот путь от анализа к синтезу оказывается весьма трудным для студента II курса. Поэтому очень важную роль в подготовке к семинарам играет ведение конспектов студентами. Студенту необходимо развить привычку сочетать выписки из источника с указанием глав, титулов, параграфов и т. п., избегая излишних цитат, с конспектами литературы к каждой теме, располагая их как ответ на тот или иной вопрос, поставленный к рассмотрению на семинарском занятии. При подготовке ответа на вопрос необходимо отдавать предпочтение именно информации источников и формулированию самостоятельных выводов. Таким образом, будет реализовываться цель семинарских занятий – расширение и углубление теоретических знаний студентов путем самостоятельной работы над источниками и специальной литературой и овладение практическими навыками исторического исследования и научного изложения его результатов.

Помочь правильно готовиться к семинарским занятиям должны методические указания к каждой теме. Студенту следует перед началом работы внимательно их изучить. Кроме того, студент может воспользоваться индивидуальными консультациями у преподавателя.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector