УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В АРХИВНОЙ СФЕРЕ

Защита архивных документов от преступных посягательств является сегодня одной из важнейших задач, стоящих не только перед сотрудниками архивных учреждений и правоохранительных органов, но и перед всем российским обществом.

Наверное, не будет преувеличением сказать, что за последнее десятилетие в Российской Федерации сложилась «благоприятная» обстановка для совершения такого рода преступлений,     как                 хищения         рукописных,    книжных    и старопечатных памятников. Экономические трудности внутри России, выражающиеся в недостаточном финансировании архивных учреждений и правоохранительных органов, появившаяся возможность практически беспрепятственного въезда из-за рубежа и выезда в страны дальнего зарубежья, ослабление процедуры таможенного досмотра физических лиц, покидающих пределы нашей страны — все эти факторы способствуют активизации деятельности некоторых зарубежных коллекционеров, желающих пополнить свои коллекции уникальными документами. Да и внутри  страны  сформировалась     категория     состоятельных    людей, почитающих за честь иметь у себя тот или иной документальный памятник. И, как показывает практика, заведомая незаконность происхождения приобретаемых документов отнюдь не смущает и не пугает таких «коллекционеров».

Как ни прискорбно это осознавать, но иногда первым и основным звеном в цепочке преступлений, связанных с хищениями документов являются сами работники архивов. На кого, как ни на них, людей, имеющих прямой доступ в архивные хранилища, ищут выход различные посредники, промышляющие преступным бизнесом торговли российскими раритетами? Нельзя, конечно, огульно обвинять всех сотрудников архивов в нечестности. Но, к сожалению, такие случаи встречаются.

Какой выход из сложившейся ситуации видится? Что уже сделано государством для обеспечения сохранности Архивного фонда страны? И что еще необходимо предпринять?

Установление уголовной ответственности за особо серьезные правонарушения в архивной сфере — является одной из важнейших и достаточно эффективных мер по обеспечению сохранности Архивного фонда Российской Федерации.

Если обратиться к советскому уголовному законодательству, то в кодексе 1960 г. нет каких-либо специальных норм, устанавливавших     ответственность     за     хищение      архивных документов.   Существовали  нормы,    устанавливающие ответственность за преступления против социалистической собственности в целом. Это статьи 89 «Хищение государственного или общественного имущества, совершенное путем кражи», 90 «Хищение государственного имущества, совершенное путем грабежа», 93-1 («прим») «Хищение государственного имущества в особо крупных размерах». Законодатель, определяя государственное имущество в качестве предмета хищения, не проводил разграничения этого имущества по видам. То есть предметом хищения могла быть любая вещь, находившаяся в государственной собственности и имевшая определенную экономическую ценность. В том числе и архивные документы.

Под действие ст. 78 УК РСФСР, устанавливавшей ответственность     за     контрабанду,     подпадало     и     незаконное

перемещение через государственную границу Советского Союза «предметов художественного, исторического и археологического достояния народов СССР».

В сфере архивного дела применялись и нормы уголовного права, содержавшиеся в главе 7 УК РСФСР «Должностные преступления».

Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в действие с 1 января 1997 года, в отличие от прежнего, более прогрессивен.

Наряду с сохранением, правда, в существенно измененном виде, статей, предусматривающих ответственность за контрабанду, утрату документов, содержащих государственную тайну, похищение или повреждение документов и ряда других, в кодекс включены и новые нормы, непосредственно затрагивающие сферу интересов архивов.

Однако законодатель снова нигде прямо не выделяет такие понятия, как «архив», «архивный фонд», «архивный документ». 11ормы опять имеют обобщающий характер и распространяют свое действие, например, на все предметы, имеющие особую ценность или памятники истории и культуры вместе взятые.

Если вкратце остановиться на характеристике основных уголовно-правовых норм, то, наверное, особое значение имеют те из них, которые устанавливают ответственность за деяния, приводящие к полной или частичной утрате архивных документов. Подобные преступления представляют для общества огромную опасность, нанося каждому из нас невосполнимый духовный урон.

Среди введенных в кодекс новых норм нельзя не выделить ст. 164 УК РФ, устанавливающую ответственность за хищение предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении № 5 от 25 апреля 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами законодательства об ответственности за преступления против собственности» разъяснил, что «особая историческая, научная или культурная ценность похищенных предметов или документов определяется  на основании экспертного заключения с учетом  не только их стоимости в денежном выражении, но и значимости для истории, науки, культуры». Несмотря на то, что в самом законе и в постановлении Пленума Верховного Суда его толкующем нет конкретного упоминания об архивных документах, как предметах хищения, положения данной статьи могут распространяться на лиц, совершивших хищения из архивов. Для квалификации преступления, по ст. 164 УК РФ не имеет значения, каким способом совершено хищение названных в ней предметов или документов -кражей, мошенничеством, грабежом, разбоем, присвоением или растратой.

Хищение предметов и документов, имеющих особую ценность, совершается только с прямым умыслом и корыстной целью.

Субъектами данного преступления могут быть как лица, имеющие непосредственное отношение к архивам (сотрудники, исследователи), так и не состоящие с этими учреждениями ни в каких отношениях (например, похитивший документы посетитель какой-либо выставки).

Мера наказания, предусмотренная санкцией части 1 этой статьи — от 6 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой. Если же хищение совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, или неоднократно, или повлекло за собой уничтожение, порчу документов, то мера наказания назначается от 8 до 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Статья 190 УК РФ устанавливает ответственность за невозвращение в установленный срок на территорию России предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран, временно вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным в соответствии с российским законодательством. Категории предметов, подпадающих под понятие культурных ценностей, определяются в соответствии с Законом РФ от 15 апреля 1993 г. «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Ст. 7 этого закона относит к таким предметам, в том числе, и редкие рукописи, документальные памятники, старинные книги, архивы.

Ответственность наступает только за умышленное невозвращение культурных ценностей. Мера наказания тоже достаточно серьезна — до 8 лет лишения свободы с конфискацией имущества или без таковой.

Непосредственное отношение к обеспечению сохранности Архивного фонда России имеет и ст. 243 УК РФ, устанавливающая ответственность за уничтожение или повреждение памятников истории и культуры. Предметом этого преступления наряду с иными видами памятников истории и культуры, являются предметы и документы, имеющие историческую и культурную ценность.

Под уничтожением закон имеет в виду приведение архивного документа в полную негодность, в состояние, при котором он навсегда утрачивает свою ценность и не может использоваться по назначению. Повреждение означает существенное изменение документа путем удаления каких-либо его частей, фрагментов, заметное не только специалистам, но и другим лицам. Способ уничтожения или повреждения не имеет значения для квалификации действий виновного лица.

Статья состоит из двух частей. Часть первая применяется при основном составе преступления, а часть вторая — при совершении тех же деяний, но в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения.

Преступление совершается только умышленно. Неосторожное совершение таких действий исключает ответственность по данной статье.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Должностные лица могут, к тому же, дополнительно     нести     ответственность     и     по     статьям     285 («Превышение   должностных   полномочий»)   Уголовного   кодекса Российской Федерации.

Несмотря на очевидную историческую и духовную значимость для российского общества предметов данного преступления, предусмотренное наказание достаточно мягкое – это штраф или лишение свободы, максимальный срок которого не превышает пяти лет.

Проанализировав лишь некоторые статьи Уголовного кодекса, мы видим существование определенного законодательного барьера, способствующего охране Архивного фонда Российской Федерации от преступных посягательств.

Но все-таки, на наш взгляд, установление мер уголовной ответственности за совершенные преступления в архивной сфере является своего рода крайней мерой в комплексе мероприятий по обеспечению сохранности архивных документов.

Значительная роль все же должна отводиться и профилактике правонарушений.

Помимо установления ответственности для защиты архивных ценностей от преступных посягательств необходимо провести целый комплекс конкретных мер по исключению возможности осуществления преступной деятельности в архивах.

Об этих мерах уже говорилось в ходе парламентских слушаний, прошедших в 1999 году.

Конечно же, основным шагом должно стать улучшение бюджетного финансирования архивных учреждений, которое, в свою очередь, позволит укрепить материально-техническую базу архивов, оснастить их современными средствами охраны.

Важным моментом является и улучшение социальной защищенности работников архивных учреждений.

Необходимо также усилить контроль за движением фондов и дел, соблюдением требований по организации их хранения и порядка выдачи из архивохранилищ.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector