ПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Одной из наиболее актуальных проблем развития архивного дела В общемировом масштабе является его адаптация к процессу внедрения современных демократических ценностей. Одно из направлений в решении этой проблемы связано с обеспечением

максимально больших возможностей обеспечения открытости документов для потенциального пользователя. Другое заключается в создании современных информационно-поисковых систем для приобщения заинтересованных исследователей к «единому культурному наследию человечества». Очевидно, что оба названных направления не могут быть реализованы без комплексной и четкой правовой базы. В частности, обеспечение доступа к информации, содержащейся в архивных документах не может быть организовано без сформированного механизма защиты моральной и интеллектуальной собственности авторов письменных и аудиовизуальных произведений.

Международное архивное право и в отношении государственных, и в отношении личных архивов опирается на представление о любом документе как о собственности. По своей природе эта собственность способна принимать одновременно материальный, моральный и интеллектуальный характер. Данное разделение осуществляется независимо от ее частной или государственной принадлежности.

В европейском праве в отличие, например, от российского, государственная собственность приравнивается к общественной. В тот момент, когда документы преодолевают ограничительную планку доступности, они независимо от своего происхождения и содержания открываются для широкого круга исследователей. Российское архивное законодательство допускает обратимость этого процесса, потому что в отличие от европейской практики общественная собственность приравнивается к государственной.

Второе отличие связано с интерпретацией разграничиваемых форм собственности на документы. Если их номинация за исключением моральной собственности присутствует и в европейском, и в российском архивном праве, то их диспозиция в сопоставляемых системах различается даже на первый взгляд.

Согласно    европейскому   (например,    французскому) законодательству собственник документа (человек или группа людей) вправе потребовать от государственного архива компенсации материального (в случае повреждения документа), морального (в случае нанесения пользователем морального ущерба издателю документа) и интеллектуального ущерба. Объём в большинстве случаев подтверждаемого и компенсируемого ущерба определяется независимыми по статусу судьями.

В большинстве международных правовых актов в области Архивного дела понятие материальной собственности и морального ущерба имеет однозначное толкование. В то же время интерпретация понятия интеллектуальной собственности на находящиеся в архивах документы имеет в них существенное различие. Для европейского архивного законодательства базовой( как определено и в рекомендациях Международного совета архивов) является интерпретация, присутствующая в французском законодательстве. Естественно она распространяется и на аудиовизуальные документы.

Источником действующих во Франции правовых норм в сфере защиты интеллектуальной собственности на архивные документы Являются Кодекс об интеллектуальной собственности от 3 июля 1985 г. и Закон от 30 сентября 1986 г. о свободе средств массовой Информации. Их толкование и практическое применение регулирует унитарное учреждение — Национальное агентство Французской республики по защите авторских прав и интеллектуальной собственности.

Отправным для французского законодательства в решении вопроса об интеллектуальной собственности является положение о том, что «автор произведения или замысла произведения является единственным обладателем права единоличной собственности благодаря факту создания этого произведения». При этом крайне существенно, что этот фундаментальный юридический принцип носит наследственный характер и сохраняет свое действие даже по истечении установленного срока в 70 лет с момента смерти единственного автора или последнего из числа юридически Ограниченного круга представителей авторского коллектива.

Применительно     к     аудиовизуальным     документам     право интеллектуальной собственности распространяется на автора сценария, основного режиссера, композитора, диктора и (или) актеров. Параллельно следует отметить, что право моральной собственности      не      ограничивается      при      этом      никакими хронологическими границами и, следовательно, не имеет срока давности с точки зрения его потенциального пересмотра. Право моральной собственности выражается в возможности репродукции, трансляции, художественного исполнения текста документа без согласования с автором при обязательном условии указания имени управомоченных автора и членов авторского коллектива. Точно такими же правами в сфере моральной и интеллектуальной собственности пользуются и исполнители-интерпретаторы произведений при условии согласования в каждом конкретном случае факта их публично осуществляемой исполнительской деятельности с автором произведения или наследниками авторского права на произведение.

Границы        защиты      интеллектуальной        собственности распространяются также на материальный носитель документа. Это происходит в случае соблюдения лицами, претендующими на авторство, положений статьи № 112-24 Кодекса об интеллектуальной собственности, ее содержание заключается в том, что служащее объектом защиты произведение должно иметь материализованную форму и оригинальное содержание, удостостоверенные по желанию автора в Национальном агентстве Французской республики по защите авторских прав и интеллектуальной собственности.

Данная совокупность юридических норм заложена в основу рекомендаций Международного совета архивов по работе с аудиовизуальными документами. Причина выбора в качестве нормативной основы именно французского законодательства, с одной стороны, заключается в минимальном количестве отсылочных и бланкетных по форме изложения правовых гипотез, диспозиций и санкций. С другой стороны, принципиально важна его ориентированность на соблюдение интересов всех возможных претендентов на защиту своей интеллектуальной собственности на аудиовизуальные документы.

Кроме того, необходимо отметить, что законодательство Франции и многих других европейских стран (например, скандинавских государств) ориентировано на защиту интересов как создателей кинофотофоновидеодокументов   и  телерадиопрограмм, так и  осуществляющих их хранение архивных учреждений.

Примером тому является деятельность созданного в 1975 году 11 шпопального института аудиовизуальных документов Французской республики. Телеканалы и радиостанции, желая in пользовать для подготовки новых программ уже созданные кем-либо произведения, выплачивают определенную компенсацию обладателям интеллектуальной и моральной собственности на них и одновременно возмещают стоимость создания копий этих Произведений Институту.

Данная юридически регламентированная схема, апробированная mi Франции и ряде других западноевропейских стран, стимулирует производителей к созданию своих оригинальных по содержанию произведений, в том числе и для сбережения финансовых средств. В тоже время законодательство (например, действующий в Швеции закон 1966 года «О свободе средств массовой информации») защищает право готовых осуществить все предусмотренные Выплаты организаций на беспрепятственный доступ к Интересующей их документальной информации.

Сходный механизм финансово-правовых отношений между Пользователями, хранителями и обладателями права интеллектуальной собственности на аудиовизуальные документы определен, например, и в американском законодательстве. Однако в Нём установлен иной по сравнению с западноевропейскими юридическими нормами перечень потенциальных претендентов на получение авторских прав.

Американское законодательство предусматривает, что Интеллектуальной и моральной собственностью на аудиовизуальную продукцию имеет ее производитель. Это означает, что при наличии крупных информационных агентств, киностудий, телевизионных каналов и радиостанций именно их руководство (а не конкретный круг- непосредственных создателей) обладает авторскими правами На каждое конкретное произведение и возможностью их защищать в удобном порядке. Кроме того, организация-производитель может обладать моральной и интеллектуальной собственностью без истечения    срока   давности    в   течение    всего    периода    своего существования. С одной стороны, данная система правовых норм позволяет в большинстве случаев обеспечить финансовую окупаемость конкретных творческих проектов. С другой стороны, можно отметить, что конкретные создатели документов не являются непосредственно управомоченными лицами и должны рассчитывать в юридически не обозначенной перспективе только на какую-то финансовую компенсацию своих трудовых затрат со стороны работодателя.

Российские архивисты, решая  в соответствии с требованиями международных соглашений   вопрос о защите  интеллектуальной собственности авторов на созданные ими документы, осуществляют выбор  между  охарактеризованными  правовыми  системами.   При этом они естественно исходят из сложившейся еще в советский период практики формирования Государственного архивного фонда.

Как в СССР, так и в Российской Федерации она в своей основе базируется   на   существовании   ограниченного   круга   источников комплектования, обязательно сдающих документы в установленный срок на постоянное хранение.     На    обеспечение     практической реализации      этого   фундаментального   принципа   ориентировано распространенное и в современном законодательстве разделение на государственную   и   негосударственную   части   архивного   фонда. После    поступления    документа    на    постоянное    хранение    его дальнейшая судьба по соглашению с источником комплектования  (как  правило,   автором  документа)  зависит от  архивистов.   Они обеспечивают оптимальные условия сохранности, создают научно-справочный   аппарат   и   организуют   доступ   исследователям   к документам.   В   настоящее   время   государственным   архивам рекомендовано согласовывать с источником комплектования вопросы защиты интеллектуальной, материальной и моральной собственности. Очевидно, что в связи с данной практикой российские архивисты отдают предпочтение американской системе юридических норм.

Необходимо в то же время отметить, что они, к сожалению, крайне редко и неохотно стремятся учитывать интересы создателей документов в практике своей деятельности. Из международного     архивного     права     государственные     архивы заимствуют только те нормы, которые обеспечивают компенсацию их затрат на обеспечение сохранности и копирование документов. В особенно значительной мере это касается кинофильмов, видеофильмов и фотографий, создание которых является по сравнению с письменными документами весьма дорогостоящим. Очевидно, что без наличия обязательных для исполнения четко сформулированных правовых норм в области защиты интеллектуальной собственности конкретных создателей документов на их произведения в современной России не удастся решить вопросы регулярного комплектования государственных архивов аудиовизуальными документами. Большую помощь в создании юридических требований в данной сфере может, на наш взгляд, оказать европейское архивное законодательство, четко определяющее порядок защиты авторских прав и потому способствующее их регулярному поступлению в открытые для общества государственные архивы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector