ПУБЛИКАЦИЯ СБОРНИКОВ АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX В. И ПРОБЛЕМЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

РГАЛИ, как и другие архивные учреждения, при использовании документов второй половины XX века часто сталкиваются с проблемами авторского права, особенно корректного отношения, требуют документы личного происхождения. В своем небольшом сообщении я остановлюсь лишь на вопросе подготовки к публикации непосредственно архивом документов, на которые распространяется авторское право.

Значительная работа была проделана архивом по просьбе Института   мировой   литературы   РАН   для   совместного   издания

«Русско-французские культурные связи. Писатели в диалоге двух культур». В этот сборник архивных документов (объем около 50 авт. листов) включена огромная по объему и по количеству авторов и корреспондентов переписка деятелей культуры Франции и Советского Союза за период 1920-е — 1960-е годы. Издание готовится к печати издательством «Наследие» при поддержке Посольства Франции в России и Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Поэтому при отборе документов для публикации должны были соблюдаться не только нормы российского авторского права, но и международные требования по этому поводу.

Готовящаяся книга — издание не коммерческое, а сугубо научное и поэтому безгонорарное. Практически на каждый документ нужно было получить письменное согласие наследников авторских прав на включение его в сборник и отказ с их стороны от каких бы то ни было финансовых претензий к издательству. ИМЛИ в лице Т.В.Балашовой, с одной стороны, РГАЛИ в лице Н.Б.Волковой и И.И.Аброскиной — с другой, занимались выявлением наследников авторов писем и согласованием с ними возможности включения в данное издание документов. РГАЛИ вел переговоры, преимущественно, с наследниками, живущими в России. Некоторые наследники известны архиву и с ними поддерживаются постоянные контакты, поэтому получение нужных документов не представляло больших сложностей (это наследники К.М.Симонова, В.Б.Шкловского, О.Ф.Берггольц и др.). Для того чтобы разыскать других, архив обратился в Российское авторское общество, от которого получил сведения о наследниках авторских прав А.Г.Тышлера, Р.Я.Райт, Б.А.Песиса, Б.Н.Полевого и др. РАО любезно сообщило также, что оно, например, не располагает сведениями о наследниках М.Е.Кольцова, поскольку его авторское право на территории России никем не охраняется и т.д. Аналогичную работу проделала во Франции составитель этого сборника архивных документов и его научный редактор Т.В.Балашова.

Интерес к документам второй половины XX века, на которые не истек еще срок авторского права, очень велик. Приведенный мною пример — один из многих. В последние годы РГАЛИ неоднократно готовил издания, в которых имелись подобные документы. Работа над книгой «Переписка Л.Ю.Брик и Э. Триоле» велась сотрудниками архива совместно с наследниками авторских прав — В.В.Катаняном и И.Ю.Генс, подготовкой к изданию рукописного наследия В.Т.Шаламова занимается сотрудница РГАЛИ, являющаяся наследницей авторских прав писателя.

В последний, 10-й выпуск, сборника «Встречи с прошлым» включены две публикации документов, у которых имеются наследники авторских прав. Это письма-воспоминания журналиста В.Б.Сосинского, с сыном которого архив поддерживает постоянные контакты, поэтому разыскать его наследников и получить разрешение на публикацию документов не составило большого труда. Второй документ — эссе известного мима Леонида Енгибарова, наследников которого архив не знал. По этому поводу мы также обращались в РАО и, получив там необходимую информацию, урегулировали вопрос о возможности публикации документов.

Иногда владельцы документов, несмотря на установленные законом сроки авторского права, сами определяют условия использования материалов, передаваемых на государственное хранение. В ряде случаев издатели, заинтересованные в публикации документов, у которых есть наследники авторских прав, берутся сами урегулировать эти отношения и выплачивают наследникам соответствующий гонорар. Важно, чтобы владельцы документов, представляющих научную, историческую, культурную и др. ценность, знали, что при передаче документов на государственное хранение они не утрачивают авторских прав на эти документы, а государственные архивы защищают интересы фондообразователей и следуют закону об авторском праве. Козлов В.П. (Федеральная архивная служба)

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector