Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации

Государственная политика в сфере привлечения и использования в Калининградской области иностранной рабочей силы основывается на принципах:

  • приоритетного права граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест;
  • предотвращения нелегальной трудовой миграции;
  • обеспечения равных условий и оплаты труда для трудовых мигрантов и местных работников при одинаковой квалификации и объеме выполняемых работ;
  • соблюдения международных договоров и соглашений Российской Федерации в части обеспечения правовой и социальной защиты интересов трудящихся мигрантов.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Правовое положение пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, а также отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, урегулированы нормами Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 30 июня, 11 ноября 2003 г.).

Настоящий Федеральный закон применяет следующие основные понятия:

иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

лицо без гражданства — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства;

приглашение на въезд в Российскую Федерацию — документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации;

миграционная карта — документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащий для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации;

разрешение на временное проживание — подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;

вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность;

законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;

временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;

постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;

трудовая деятельность иностранного гражданина — работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг);

иностранный работник — иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность;

иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, — иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица;

разрешение на работу — документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности;

депортация — принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

На территории Калининградской области правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется также законом Калининградской области от 8 октября 1998 г. N 94 «О порядке и условиях привлечения и использования в Калининградской области иностранной рабочей силы» (с изменениями от 26 сентября 2001 г., 14 марта 2002 г.) (далее Закон).

Настоящий Закон распространяет свое действие на иностранных работников, осуществляющих определенные виды трудовой деятельности на платной основе по срочному трудовому договору (контракту) с:

— российскими юридическими лицами и физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

— предприятиями с иностранными инвестициями, действующими на территории Российской Федерации;

— российскими и иностранными физическими лицами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации, использующими работников в личном хозяйстве.

В соответствии с Законом иностранной рабочей силой именуются:

а) работники, не являющиеся гражданами Российской Федерации, которые законно въехали на территорию РФ с целью осуществления оплачиваемой работы в качестве рабочих, руководителей и специалистов на условиях найма по трудовому договору (контракту) на время выполнения определенной работы;

б) иностранные работники, осуществляющие профессиональную деятельность на территории Российской Федерации по направлению (командированию) иностранных юридических лиц, реализующие в Российской Федерации заключенные ими контракты.

Существует два порядка въезда в Россию: визовый  и безвизовый. По визам в Российскую Федерацию приезжают граждане (подданные) развитых и развивающихся государств по служебным, частным делам и по  другим вопросам. Визы иностранные граждане получают в соответствующих представительствах РФ за границей — посольствах или консульствах.

В зависимости от цели въезда иностранного гражданина в Россию и цели его пребывания в России обыкновенные визы подразделяются на: частные, деловые, туристические, учебные, рабочие и гуманитарные.

Однако, учитывая специфику разрабатываемой темы, остановимся лишь на некоторых. Нас интересует, прежде всего, обыкновенная рабочая виза. В соответствии с Федеральным законом РФ от 15 августа 1996 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (ст. 25.6 Закона) обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину в целях осуществления им трудовой деятельности, на срок действия трудового договора, но не более чем на один год.                          

Что касается иностранцев, въезжающих на территорию Российской Федерации с целью осуществления ими трудовой деятельности, то необходимо обратить внимание на Приказ МИД, МВД, ФСБ России от 27 декабря 2003 года № 19723А/1048/922 об утверждении Перечня «Цели поездок», используемого уполномоченными государственными органами Российской Федерации при оформлении приглашений и виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, в котором предусмотрены виды виз.

Для контролируемого привлечения и использования на территории Российской Федерации иностранной рабочей силы ежегодно выделяются квоты. Например, квота для Калининградской области на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности установлена в количестве 4875 приглашений на 2004 год. Однако, на сегодняшний момент статистика свидетельствует о необходимости снижения размера квот.

Разрешения выдаются на срок до одного года. По мотивированной просьбе работодателя действие разрешения после окончания его срока может быть продлено, но не более чем на один год.

Особое внимание необходимо обратить на тот факт, что законодателем определен особый порядок использования разрешения на трудовую деятельность. А именно:

  1. Разрешение не подлежит передаче другим работодателям.
  2. Привлекаемые на основании разрешения иностранные работники не могут быть переведены на работу на другой объект или предприятие к другому работодателю.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector