Тенденции развития рынка страховых услуг в России

В последнее время на российском страховом рынке продолжает набирать силу тенденция по укрупнению страховых компаний, как за счет привлечения стратегических инвесторов, так и с помощью операций по слиянию и поглощению. Закономерным образом сокращается число страховщиков. Это происходит также и вследствие перехода ряда страховщиков, особенно региональных дочерних компаний, на положение филиалов компаний федерального уровня, либо присоединения мелких участников рынка к более крупным. Наряду с компаниями федерального уровня, приобретение более мелких страховщиков осуществляют и компании регионального значения. Происходит объединение компаний на межрегиональном уровне, или задействованных в схожих сферах деятельности их учредителей (нефтяной, газовой и т.д.).

Кроме того, после вступления в ВТО в 2010 году ожидается приход на российский страховой рынок западных компаний, и следует отметить ряд обстоятельств. Безусловно, зарубежные страховщики более восприимчивы к маркетинговым инструментам, им не надо доказывать необходимость исследований. Также у иностранных страховщиков есть и другие существенные конкурентные преимущества в глазах российского потребителя: они существуют десятки и даже сотни лет, их резервы достаточны, надежны и не зависят от колебаний политического климата в России.

В данный момент, российские страховые компании ввиду отсутствия западной конкуренции могут позволить себе вести себя на рынке «расслабленно», поэтому обращения за крупными исследованиями к исследовательским компаниям остаются единичными. Но по мере того, как будут еще приходить иностранные компании, будет усиливаться конкуренция, возникнет проблема автоматизации страхования. Поэтому страховые компании должны стремиться к модернизации, основной составляющей которой станет развитие высокотехнологичных услуг.

Сегодня IT-система страховой компании — это инструмент не только повышения эффективности управления компанией, но и создания новых конкурентных преимуществ. Такая система позволяет увеличить прозрачность бизнеса для руководителей, улучшить управляемость компании, обеспечить обмен данных с филиалами, а также анализировать финансовые результаты компании. Используя информационную систему, страховая компания сможет намного быстрее реагировать на рыночные изменения, оперативно создавая и анализируя новые страховые продукты.

Многие из страховых компаний пользуются сразу несколькими программными продуктами, каждый из которых отвечает за определенный участок бизнеса компании. Проблема состоит в том, что они слабо интегрированы между собой, что приводит к большим сложностям в работе.

В результате исследования, проводимого компанией «Finport Life Insurance» были получены следующие выводы:

  • Многие программные продукты по автоматизации деятельности страховых компаний являются производными от других учетных систем.
  • Большинство программных продуктов реализовано на устаревших технологиях, что ограничивает их потенциальную способность по масштабированию. Имея такую возможность, страховая компания без труда смогла бы адаптировать информационную систему в случае увеличения количества филиалов и расширения агентской сети.
  • Многие программные продукты имеют ограничения по наращиванию функциональности. Такие системы не позволяют гибко подстраиваться под изменения в законодательстве, добавлять дополнительные функциональные возможности по желанию заказчика.
  • Наиболее востребованными функциями систем автоматизации считаются: учет полисов, учет застрахованных лиц, работа с отчетностью, учет перестрахования, расчет резервов, урегулирование убытков.
  • Только незначительное количество из всех исследуемых решений предлагают в своих продуктах Web-интерфейс, который позволял бы удобно вести удаленную работу с филиалами и агентами. Кроме того, в большинстве из предлагаемых на рынке систем вообще отсутствует возможность удаленной работы.
  • Меньше трети информационных систем учитывают специфику работы по страхованию жизни.

Известно, что глубокая интеграция и популяризация услуг на рынке рождают высокие требования к качеству, скорости, безопасности и объему обслуживания. По мнению большинства экспертов, только современная IT-инфраструктура способна обеспечить выполнение жестких условий, диктуемых рынком. Тем не менее, на сегодняшний день страховая отрасль является наименее автоматизированной.

По мнению экспертов , сегодня во многих страховых компаниях остро стоит проблема внедрения IT-технологий, ведь для успешного продвижения каждая компания должна видеть не только результаты своей работы, но и всего рынка в целом. За совершенными и качественными IT-системами стоит будущее страховой отрасли, связанное с возможностью предоставлять всю отчетность любой периодичности в сроки, обозначенные контролирующими организациями (такими как ФССН и Российский Союз Автостраховщиков (РСА)).

Объем IT-инвестиций отечественного страхового сектора оценивается [8] на уровне 4,5-5,5 млрд. руб. и составляет 1,5-2 % от всего IT-рынка в России. Около 90 % этих средств представляют закупки АО и ПО. Оставшиеся 480-600 млн. руб. составляют затраты на консалтинг и интеграцию.

В страховом секторе выделяется три ключевых направления IT-инвестиций:

  • внедрение комплексных информационных систем (ERP-системы);
  • внедрение систем управления взаимоотношениями с клиентами (Call-центры, CRM-системы);
  • внедрение и развитие практики интернет-страхования.

Наиболее востребованным страховыми компаниями направлением IT-инвестиций остается специализированная под страховой бизнес интегрированная информационная система, обеспечивающая накопление данных по сделкам (полисам и заключённым договорам), автоматический расчет ключевых параметров договоров, моделирование деятельности, а также дающая возможность работать с межкорпоративными базами данных, со справочниками и классификаторами, данными финансовых, бухгалтерских систем, CRM-систем и др.

Введение обязательных видов страхования повышает потребность страховых компаний в автоматизации работы с клиентами, делает актуальным создание или увеличение мощности контакт-центров, центров обработки вызовов и внедрение CRM-решений.

У страховых компаний существует первичная и особо важная, по отношению к стандартному набору решений, предлагаемых интеграторами, потребность, которая в настоящее время не может быть удовлетворена. Именно она тормозит спрос на IT. Речь идет о межкорпоративных (единых) базах данных для актуарных расчетов, в которых были бы задокументированы все страховые случаи и прецеденты за длительный срок по различным видам и типам страхования. Информационная система дала бы эффект при интеграции с такими базами данных, что позволило бы проводить прогнозирование и моделирование бизнеса, а не просто автоматически формировать бланки полисов. Согласно проведенному в 2004 году исследованию АМСКОМ, в числе главных факторов, препятствующих автоматизации, страховые компании указывали непонимание интеграторами специфических потребностей страхового бизнеса, в частности, отсутствие готовых решений (63 %), негибкость предлагаемых программ (41 %), непонимание специфики страхования IT-компаниями (29 %).

Последнее направление IT-инвестиций — развитие интернет-страхования — также развито слабо, онлайновый рынок растёт гораздо медленнее, чем традиционный. До сих пор с помощью интернет-страхования заключается лишь несколько сотен полисов за год. Здесь ключевую роль играет недоверие потребителей к сети интернет, ее недоступность или отсутствие представлений о ней, особенно в регионах. Рынок этой высокотехнологичной страховой услуги, по всей видимости, останется узко-локализованным (Москва, Петербург, возможно, некоторые областные центры) и  будет охватывать только сегмент недорогих транзакций. Понимая это, российские компании не стремятся развивать данное направление и, в основном, ограничиваются размещением на сайтах онлайн-калькуляторов. Среди же реально продающих свои полисы в онлайновом режиме на сегодняшний день заметны лишь несколько наиболее крупных страховых компаний, такие как:

  • Протос-страхование;
  • Ренессанс-страхование;
  • Альфастрахование;
  • Вост-Сиб ЖАСО;
  • Росгострах;
  • Страховая Брокерская Компания «Гарантия и защита».
Ссылка на основную публикацию
Adblock detector