Взаимное влияние СМИ и аудитории в условиях рынка

В условиях современной рыночной экономики проблема взаимодействия СМИ с обществом обретает всё большую актуальность. Во многом это связано со сменой общественных реалий, ориентацией многих современных СМИ на общество нового времени, общество, не поставленное в столь жёсткие рамки, как раньше. Журналист сегодня действует в новых политических и экономических условиях, в условиях свободы слова, его окружают технические нововведения, обуславливающие совсем иной характер бытования информации – интернет, электронные газеты, спутниковая связь и т.д.

Рынок СМИ в советские годы характеризовался огромными тиражами центральных газет. Минимальный тираж московских газет был от одного до трёх миллионов, у рекордсменов же – до 30 миллионов экземпляров. При этом самих СМИ было гораздо меньше, чем сегодня. Рынок СМИ современной России более разнообразен, большие тиражи встречаются реже, зато само количество СМИ значительно увеличилось. Рынок при этом стал более сегментированным. По данным TNS Gallup Media, аудитория общефедеральных не рекламных ежедневных газет демонстрирует устойчивую тенденцию к снижению. У восьми наиболее читаемых из них в 2007 году аудитория сократилась на 14,1%.

Согласно исследованиям, проведённым Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, заметную роль в жизни общества стали играть рекламные издания, глянцевые и развлекательные журналы. Так, например, разовая аудитория женских журналов достигает 10 тысяч человек, а в целом их читает 19,2% жителей России старше 16 лет. Близкая ситуация наблюдается в газетах и журналах откровенно развлекательной и рекламной направленности. Аудитория таких СМИ, как правило, превышает количество читателей прессы общественно-политической и деловой тематики. На мой взгляд, это явление тесно связано с реалиями жизни современного общества.

Изначально в функции журналистики входит информирование и просвещение общества. Но в последнее время становится заметным смещение этого «центра тяжести». В условиях жёсткой конкуренции процесс взаимного влияния СМИ и аудитории приобретает новую специфику. С одной стороны, журналистика превращается в своего рода «официантку», обслуживающую определённого потребителя, а с другой стороны – сама формирует себе аудиторию, своего идеального потребителя. При этом во главу угла ставится не качество информации, а её привлекательность для аудитории. Большим спросом пользуются глянцевые журналы — «Cosmopolitan», «Elle», молодёжные – «Yes», «Все звёзды», «Oops!», круг интересов читателей которых довольно однообразен. Подобные журналы, как правило, являются калькированными изданиями-аналогами заграничных СМИ. Как отмечено в докладе Роспечати, российские печатные СМИ последовательно превращаются в бизнес.

Следовательно, главный рыночный закон — «спрос рождает предложение» — приобретает всё большее значение. Для того чтобы повысить рейтинг, многие СМИ заманивают читателя выдуманными сенсациями, апеллируют к не лучшим сторонам натуры – страсти к подглядыванию, разоблачению, созерцанию запретного. Таким образом, происходит процесс искусственного формирования аудитории. И зачастую, вместо того, чтобы поднимать читателя до своего уровня, СМИ сами опускаются до низкого уровня мелких потребностей аудитории, обеспечивая тем самым свою востребованность.

По мнению В.Л. Богданова, в мире журналистики сегодня заметны «талантливые и яркие люди, которые считают, что долг журналиста не в том, чтобы информировать общество, и тем более не в том, чтобы пропагандировать, агитировать, воспитывать, а в том, чтобы общество развлекать, освобождать от проблем. Не обязательно писать правду, говорят они, главное – чтобы вышла газета, которую вы прочтёте, а что там написано – правда, неправда, не суть важно».

На мой взгляд, вопрос о том служат ли СМИ обществу или наоборот остаётся открытым. Но можно точно сказать, что на рынке СМИ сегодня господствует взаимный процесс – СМИ формируют аудиторию для сбыта своей продукции, и, таким образом, обслуживают её, общество же, потребляя продукт, обслуживает интересы медийного бизнеса.

Источник:  журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector