В данной статье рассматривается деятельность правоохранительных органов Иркутской области за 1950-е гг. Также приводятся статистические данные, по которым можно судить о состоянии преступности и работе правоохранительных органов в Иркутской области.
Под «состоянием преступности» традиционно понимается количественно-качественная характеристика преступности в
конкретно взятом государстве или регионе за определенный период. Ее показателями являются:
1) число совершенных преступлений и преступников, осужденных за их совершение;
2) количество зарегистрированных преступлений;
3) характер структуры преступности;
4) интенсивность преступности;
5) уровень или коэффициент преступности;
6) наличие латентной преступности;
7) ущерб, причиненный преступлениями.
В начале 1950-х гг. преступность в Иркутской области вызывала беспокойство не только у правоохранительных органов, но и у жителей Иркутской области. Об этом свидетельствуют документы Государственного архива Иркутской области и Государственного архива новейшей истории Иркутской области.
В 1950 г. Иркутская областная прокуратура в протоколах и отчетах отмечала, что наблюдалось увеличение по следующим категориям преступлений: хищение государственного и общественного имущества, бандитизм, изнасилования и должностные преступления. Они делали такой вывод, основываясь на предыдущих статистических данных за 1949 г. К сожалению, эти данные не могут считаться точными по причине того что «в ряде районов штат работников полностью был обновлен и при обобщении статотчетов работники прокуратуры столкнулись с затруднениями, например, такими как отсутствие отчетов, так как отчеты составлялись карандашом, а затем в следующем месяце (в виду порчи бланка) отчет составлялся на старом бланке. Некоторые прокуратуры не вносили исправления, поступающие из областной прокуратуры и при проверке отчетов, находящихся в облпрокуратуре, с отчетами, присланными из районов, имелись большие расхождения». В таблице 1 расположены данные, которые показывают, сколько дел было передано в Иркутский областной суд областной прокуратурой по распространенным видам преступлений за 1949 г. и 1950 г.
Таблица 1.
|
Из таблицы 1 видно, что не все виды преступлений имели рост, и выводы правоохранительных органов были недостоверны на тот период. К этому можно добавить лишь то, что главным недостатком работы городской прокуратуры был высокий процент возврата дел на доследование, что снижало предупреждение и борьбу с преступностью.
В 1950 г. Иркутский областной суд рассмотрел 218 дел, по которым к уголовной ответственности привлекли 365 чел. В отдельных районах Иркутской области обстановка была следующей: в Черемховском районе в 1 квартале 1950 г. поступили 50 уголовных дел на 78 человек. Из них: убийства — 4, хищение социальной собственности — 50, хищение личной собственности — 58, хулиганства — 22, нарушение паспортного режима — 24, и прочие — 58. Возросли такие виды преступлений как хулиганство, самогоноварение и криминальные аборты.
Аналогичным образом ситуация обстояла в Алзамайском и Зиминском районах. Начальник управления Министерства юстиции, прокурор области и председатель областного суда на областном совещании неоднократно отмечали, что сроки рассмотрения дел нарушаются в большом количестве в связи с удаленностью регионов от областного центра; отсутствием специального помещения для народного суда и транспортных средств.
По Иркутской области оставалась проблема по надзору за несовершеннолетними. К этому времени в области насчитывалось 7 детских комнат, из них на территории г. Иркутска — 3, а остальные в городах Зиме, Тулуне и Тайшете. Этого было недостаточно, для того чтобы ликвидировать безнадзорность и беспризорность несовершеннолетних.
Крайне неэффективно велось следствие и в отношении должностных лиц: прокуроров и прочих сотрудников судов в г. Черемхово, Зиминского, Ольхонского, Братского, Баяндаевско- го районов. Бюро Обкома ВКП(б) отмечало в работе партийной организации Иркутской областной прокуратуры наличие фактов «волокиты в рассмотрении жалоб трудящихся, недостаточную мобилизацию коммунистов на ликвидацию недостатков в следственной работе», что нередко приводило к необоснованным привлечениям граждан к уголовной ответственности и незаконному лишению их свободы.
Широкий размах в масштабах области получили преступления, связанные с растратами и хищениями в потребительской кооперации. Таких растрат насчитывалось до 7 млн руб.
Серьезной проблемой для общества и правоохранительных органов оставались кражи и бандитизм. Только за 1950 г. было совершено около 500 подобных видов преступлений. В 1951 г. наибольшее количество лиц было осуждено по Указу от 4.06.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», за государственные преступления и за бандитизм. В 1950 г. дел о бандитизме поступило 16, а в 1951 г. — 30 дел, т.е. в два раза больше.
Основные статистические данные за 1951 г. приводятся в таблице 2.
Таблица 2
Сводный годовой оперативный статистический отчет областной прокуратуры за 1951 г..
Вид преступления |
Дела направлены в суд |
Число лиц, дела которых направлены в суд |
Оправдано или прекращено судом в лицах по делам |
К.р. преступления |
2 |
2 |
0 |
Бандитизм |
15 |
49 |
3 |
Умышленное убийство |
122 |
147 |
1 |
Разбой и грабеж |
0 |
0 |
0 |
Хулиганство |
1057 |
1388 |
23 |
Указ 4.06.1947 г. «об охране личной собственности граждан» |
799 |
1107 |
18 |
Указ 4.06.1947 г. «об уголовной ответственности за хищение гос. и общ. имущества» |
1480 |
2256 |
81 |
Кражи |
0 |
0 |
0 |
Спекуляция |
71 |
90 |
9 |
Должностные преступления |
521 |
640 |
10 |
Дача взятки |
7 |
13 |
0 |
Нарушение закона о паспортах |
57 |
57 |
1 |
Изнасилование |
59 |
67 |
2 |
Преступное обращение с лошадью ст. 79-4 |
29 |
35 |
0 |
Прочие преступления |
1138 |
1261 |
56 |
в т.ч. по делам несовершен-
^юлетних ^— —————————————— —г — |
241 |
134 |
1 |
_«сего |
6019 |
7939 |
205 |
141 |
В данной таблице показано, сколько дел было передано в суд, и какое количество человек проходило по определенному виду преступления, а также сколько человек было оправдано. Обращает на себя внимание тот факт, что ни одного дела не поступило по таким видам преступлений как разбой, грабежи и кражи. Скорее всего, это было связано с эффективной борьбой против этих преступлений правоохранительными органами по Иркутской области. Цифры позволяют говорить о том, что преступность по таким тяжким преступлениям, как разбой и грабеж, снизилась в 1951 г. К сожалению, основными видами преступлений оставались умышленное убийство, хулиганство, хищение государственного и общественного имущество граждан, должностные преступления и преступления по Указу от 04.06. 1947 г. «об охране личной собственности граждан». Высокий процент от общего количества дел составляли преступления, совершенные несовершеннолетними. Из данных таблицы видно, что областная, городская, районная прокуратура выделяла в отдельную графу и такие преступления как спекуляция, преступное обращение с лошадью и др.
В 1952 г. только за 1 кв. в Иркутский областной суд поступило 71 уголовное дело. Из них 11 дел по указу от 4.06.1947 г. о хищениях государственного и общественного имущества -15 чел., за хищение личной собственности — 16 чел. Примечательно, что хищение социалистической собственности в 1952 г. оставалось одним из самых распространенных и тяжких преступлений. Борьба с данным видом преступления хуже всего обстояла в г. Бодайбо. В 1952 г. Иркутским областным судом отмечался рост государственных преступлений и изнасилований. В целом за 1952 г. в Иркутский областной суд поступило по первой инстанции 176 уголовных дел, из которых 17 % составляли дела о бандитизме. Характер преступлений оставался таким же, как и в предыдущие годы (хищение государственного и общественного имущества, хищение личной собственности, государственные и должностные преступления, бандитизм, изнасилование). Всего было осуждено 115 человек к разным мерам наказания по первой инстанции, из них дела четверых человек прекращены и шесть человек было оправдано. По второй инстанции было рассмотрено 688 дел в отношении 858 человек. Большое количество дел зависело еще от оставленных и нерассмотренных дел за предыдущие годы. Эти данные свидетельствуют о том, что преступность в 1952 г. существенно возросла, как по первой, так и по второй инстанциям.
Основными задачами областного суда г. Иркутска в 1950- 1952 гг. являлись: качественное рассмотрение судебных дел как по первой, так и по второй инстанциям, оказание помощи в работе народных судов области и поднятие уровня организационной и судебной работы областного суда.
В 1953 г. количество привлеченных к уголовной ответственности за хулиганство составило около 30 % от общего количества всех привлеченных к уголовной ответственности. В октябре этого года было принято решение бюро обкома КПСС о мерах усиления борьбы с преступностью. Это решение оказало существенное влияние в деле борьбы с преступностью в области. Уже в январе 1954 г. отмечалось снижение преступности, особенно в городах. При этом все еще оставались недостатки в работе правоохранительных органов, такие как волокита, запоздание в реагировании на поступающие сигналы о совершении преступления, в результате часть преступников оставалась безнаказанными. В 4 кв. 1953 г. всего в производстве Иркутского областного суда было 6 дел по указу от 4.06.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». Из них рассмотрено по существу было 5 дел и 1 дело приостановлено.
Основные задачи прокурорско-следственных органов области сводились традиционно к повышению эффективности борьбы с особо опасными преступлениями (убийства, разбойные нападения, бандитизм, изнасилования, кражи, хищения социалистической собственности); повышение качества и культуры предварительного следствия, а также изжитие фактов необоснованных арестов и предание суду граждан; выполнение плановых заданий Генерального прокурора СССР и прокурора РСФСР.
В 1955 г. бюро обкома КПСС отмечало, что преступность среди несовершеннолетних в Иркутской области остается высокой. В частности, начальник областного управления органов милиции констатировал факт учащения случаев хулиганства и грубых нарушений общественного порядка. Особенно неблагополучное положение с нарушениями общественного порядка было в городах: Иркутск, Черемхово, Ангарск, Тайшет, Бодайбо. Наружная служба не обеспечивала соблюдения должного порядка на улицах, общественных местах городов и районных центров. Работники милиции почти не занимались профилактической работой среди населения (в том числе и среди несовершеннолетних), направленной на борьбу с преступностью и нарушениями общественного порядка, не поддерживали систематической связи с комсомольскими организациями, редко выступали с лекциями и беседами перед учащимися средних и высших учебных заведений. В связи с этим были приняты следующие меры: усиление патрульной службы в городах и районных центрах; укомплектование состава патрульной службы людьми, способными обеспечить соблюдение общественного порядка и борьбу с уголовной преступностью; усиление борьбы с детской беспризорностью и безнадзорностью. В 1 полугодии 1955 г. по указу от 4.06.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» было 3 дела на 20 чел. Только в течение 1 кв. 1955 г. постоянными сессиями областного суда было рассмотрено 78 уголовных дел, в том числе 11 дел на 12 чел. по указу от 4.06.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества».
В 1956 г. многими начальниками учреждений МВД недооценивалась роль следствия в борьбе с преступностью. Расследования по особо опасным делам, таким как кражи, разбой и др. поручались оперативным работникам. Это было связано с тем, что следователей милиции загружали мелкими делами и это, в свою очередь, негативно влияло на борьбу с преступностью.
В 1 кв. 1957 г. 376 чел. было осуждено по указу от 4.06.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества». Во 2 кв. этого же года количество лиц осужденных за данное преступление увеличилось до 397 чел., а в 3 кв. было осуждено 380 чел., в 4 кв. 389 чел. Количественному увеличению данного вида преступления способствовал тот факт, что правоохранительные органы «потеряли чувство государственной ответственности» и необоснованно привлекали к уголовной ответственности граждан без достаточных к тому обоснований. И такая практика применялась не только к указу от 4.06.1947 г. «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества», но и к другим видам преступлений. По итоговым цифрам о количестве человек, привлеченных к уголовной ответственности за 1957 г., можно увидеть динамику роста и
резкий спад к концу года: 1 квартал — 3001 чел.; 2 квартал — 3048 чел.; 3 квартал — 3226; 4 квартал — 2638 чел. Скорее всего, к концу года был ликвидирован недостаток в работе правоохранительных органов в отношении необоснованного привлечения к уголовной ответственности граждан, что способствовало снижению осужденных граждан к концу 1957 г.
В 1959 г. на заседании обкома ВКП(б) отмечалось, что основным видом преступления оставалось расхищение государственного и общественного имущества. Также указывали на уменьшение преступности на 21,8 %. Это было связано с хорошей работой дружин по отношению к общественному порядку. В связи с этим в г. Черемхово преступность снизилась на 34 %. Главной задачей правоохранительных органов в этом году являлась борьба с преступлениями и нарушениями общественного порядка главным образом административными мерами — милицией, прокуратурой и судами, без активного участия трудящихся и без помощи со стороны общественных организаций.
Таким образом, состояние преступности в начале 1950-х гт. имело рост, о чем свидетельствуют количественные данные, а ближе к концу 1950-х гт. наблюдалось снижение преступности по всем видам преступлений. В течение этого периода оставались распространенными такие виды преступлений как бандитизм, кражи, хищения, должностные и государственные преступления. Работа правоохранительных органов в данный период была на среднем уровне, так как большинство дел было раскрыто, но оставалась проблема отправки дел на доследование, а также необоснованное привлечение граждан к уголовной ответственности, что приводило к снижению борьбы с преступностью. В конце 1959 г. борьба с преступностью была эффективной, так как преступность по Иркутской области снизилась больше чем на 20 %. Это наблюдается в отчетах Иркутского областного суда и протоколах заседаний районных прокуроров 1950-х гг. Положительным фактом было то, что милиция, прокуратура и суды наладили контактное отношение между собой, что должно было в будущем и дальше способствовать улучшению работы правоохранительных органов и борьбе с преступностью. В течение 1950-х гг. продолжали оставаться не решенными следующие проблемы:
- преступность среди несовершеннолетних, а также их беспризорность и безнадзорность;
- волокита в работе правоохранительных органов;
- возвращение Иркутским областным судом дела на доследование;
- недостаточное привлечение в помощь правоохранительным органам трудящихся и общественных организаций в борьбе с преступностью;
- комплектация кадрового состава правоохранительных органов новыми сотрудниками.
На протяжении 1950-х гг. главной задачей правоохранительных органов продолжала оставаться как борьба с особо опасными преступлениями, так и их предупреждение.