БОГАТЫРЬ ВОЗГЛАВЛЯЕТ ВОЙСКО, МУДРЕЦ ОТКРЫВАЕТ ПУТЬ

Этой старой киргизской пословицей можно очень точно и образно передать главную суть целей и задач Евразийской сети обеспечения качества образования. На каком отрезке этого пути находится сегодня созданная всего два года назад Сеть и куда необходимо двигаться дальше? Об этом рассказывает вицепрезидент ЕСОКО, начальник Государственной инспекции по лицензированию и аттестации учреждений образования при Министерстве образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики, вицепрезидент Конгресса работников образования КР «Качественное образование» Б.И. ИСМАИЛОВ.

Бактыбек Искакович, предыдущая II Ассамблея странучастниц ЕСОКО состоялась в Москве в октябре прошлого года. Времени прошло не так много, тем не менее, что удалось сделать за этот период и какие проблемы остались «на повестке дня»?

За этот период во многих вопросах удалось значительно продвинуться вперед. Прежде всего, общественность наших стран стала более информированной по проблемам качества образования, больше узнала о ЕСОКО, ее целях и результатах деятельности. Важно, чтобы во всех странах СНГ и Балтии признали ЕСОКО. Остается вопрос признания ЕСОКО на международном уровне.

Существенно улучшился обмен информацией между нами: сегодня мы намного лучше знаем, что происходит в сфере образования стран СНГ и Балтии. Следует отметить важную роль журнала «Аккредитация в образовании» в информационном обмене между нашими странами и в повышении качества образования. Лично я получаю много новой и полезной информации из каждого номера журнала. Полагаю, что издание должно стать своего рода экспериментальной площадкой, где предлагаются и обсуждаются новые идеи, подходы, методы, механизмы и технологии для повышения качества образования не только в России, но и во всех странах СНГ и Балтии.

Одним из эффективных механизмов повышения качества высшего образования, как показал опыт Эстонии и Латвии, может стать обмен экспертами. Международные эксперты гарантируют более высокий уровень объективности внешней оценки и привносят в процесс национальной аккредитации новый, свежий взгляд и опыт. Внутри ЕСОКО обмен экспертами упрощается, так как все владеют русским языком. И это преимущество нам надо использовать. Остается разработать «правила игры» по обмену экспертами и начать действовать.
Отмечу и то, что существующая система нострификации в наших странах работает удовлетворительно, но требует усовершенствования. Необходима работа по выработке общих критериев сопоставимости, упрощению процедуры нострификации, применению кредитной системы и другим вопросам в соответствии с требованиями Болонской декларации.

Тогда в Москве Вы сказали, что «сегодня небольшая и небогатая страна не может позволить себе некачественное образование». Абсолютно верное замечание! Но парадокс в том, где же такой стране взять ресурсы на образование качественное?

Сегодня государство вкладывает в высшее образование крайне недостаточно, и, думаю, в большей или меньшей степени это относится почти ко всем странам Содружества. Например, в Кыргызстане лишь 15% студентов обучаются за счет бюджетных средств. Да и средства, выделяемые для обучения таких студентов, являются символическими. Хотя мы постоянно говорим о том, что качественное образование в принципе не может быть дешевым. Таким образом, одно из направлений  увеличение государственного финансирования.

Кроме того, бизнес сегодня практически не вкладывается в образование. А ведь высокообразованные работники могли бы повысить эффективность бизнеса. Налаживание выгодного взаимодействия образования и рынка труда является другим направлением повышения качества образования и привлечения дополнительных средств.

Третьим направлением является экспорт образования. У нас учатся студенты из соседних стран Центральной Азии, Индии, Пакистана, Турции, других стран. Их привлекает относительно выгодное соотношение «цена  качество». Поэтому для нас крайне важно не снижать, а повышать качество образования, чтобы сделать его более привлекательным для иностранных студентов.

Не менее важным направлением является повышение качества школьного образования, которое в последние годы резко ухудшилось. А ведь из студента с плохим школьным образованием практически невозможно подготовить хорошего специалиста. Поэтому наряду с повышением качества высшего образования нам необходимо параллельно работать над повышением качества школьного образования.

И чтобы завершить ответ (хотя говорить на эту тему можно много), следует отметить, что главным является создание реальной, эффективно действующей многоканальной системы финансирования вузов. Мне кажется, перечисленные моменты актуальны в той или иной мере для всех наших стран.

Следует отметить важную роль журнала «Аккредитация в образовании» в информационном обмене между нашими странами и в повышении качества образования. Лично я получаю много новой и полезной информации из каждого номера журнала. Полагаю, что издание должно стать своего рода экспериментальной площадкой, где предлагаются и обсуждаются новые идеи, подходы, методы, механизмы и технологии для повышения качества образования не только в России, но и во всех странах СНГ и Балтии.

На Ваш взгляд, каковы главные критерии качественного образования: стопроцентное трудоустройство выпускников; успешная внедренческая и научноисследовательская работа вуза; способность образовательного учреждения создать хорошие материальнотехнические условия для учебы студента и деятельности преподавателей? Понятно, что важно все из перечисленного, и всетаки, где расставить акценты и приоритеты, ведь от этого будет зависеть, насколько страныучастницы ЕСОКО смогут «говорить на одном языке»!

Все эти критерии важны, однако определение качества образования  исключительно трудная проблема, имеющая не одно, а множество возможных решений. Поэтому подходы разных стран к данной проблеме сильно отличаются.

Трудоустройство выпускников, конечно, должно стать одним из главных показателей, однако оно тоже может быть разным. В одном случае  работа по специальности, в другом  не по профилю полученного образования. Поэтому определение значения этого критерия не так просто, как может показаться на первый взгляд.

Успешная внедренческая и научноисследовательская работа также является важным критерием качества образования, но и здесь возможны различные способы определения этого критерия.

То же самое можно сказать и о многих других критериях. Все они косвенно оценивают качество образования, и с ними нужно обращаться осторожно.
Прямая оценка качества образования осуществляется сегодня большей частью с помощью тестирования и основывается на знаниевой парадигме. Мне кажется, достаточно продуктивным в решении данной проблемы может оказаться компетентност ный подход, когда оценка качества образования осуществляется с помощью измерения профессиональных компетенций выпускника. Здесь непочатый край работы для всех нас! Европа пытается договориться об общих наборах компетенций по той или иной специальности. Нам также следует начать аналогичную работу.

Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о национальной системе обеспечения качества образования в Кыргызстане. Какие сегодня наиболее актуальные проблемы решаете?

Национальная система обеспечения качества высшего образования включает в себя три процедуры: общереспубликанское тестирование абитуриентов, лицензирование и аттестацию.

Тестирование абитуриентов проводится в один день по всей республике. На бюджетные места в вузы зачисляются лица с наивысшими баллами. Процедура лицензирования практически такая же, как и в России. Целью аттестации является установление соответствия качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС) и определение (подтверждение) статуса вуза. Наша аттестация выполняет роль российской аттестации и аккредитации.

Лицензирование и аттестация проводятся Государственной инспекцией по лицензированию и аттестации учреждений образования при Министерстве образования, науки и молодежной политики Кыргызской Республики. Аттестация включает в себя срез знаний выпускников, экспертизу планирования, организации и результатов образовательного процесса; научноисследовательской работы; кадровых, материальнотехнических и информационных ресурсов; внешних связей; системы повышения квалификации и т.п. Решение об аттестации образовательных программ и статусе вуза на пять лет принимается на коллегии министерства. Аттестация дает право выдачи дипломов государственного образца.
Главными проблемами на сегодня являются создание Национального аккредита ционного агентства, разработка и принятие национальной стратегии развития образования и повышение качества школьного образования.

Судя по выступлениям, участников Ассамблеи в Бишкеке заинтересовал российский эксперимент по проведению Интернетэкзамена. Чем эта технология интересна и каковы, на Ваш взгляд, перспективы ее использования в странахучастницах ЕСОКО?

Интернетэкзамен, считаю, является современным и вполне адекватным инструментом измерения качества образования. После небольшой доработки и согласования его вполне можно использовать в странахучастницах ЕСОКО. Эта технология интересна тем, что, вопервых, она обеспечивает максимум объективности. Вовторых, дает руководству вуза ценную информацию для целенаправленной работы над качеством образования. Втретьих, может стать эффективным механизмом повышения качества образования при условии введения его в процедуру аккредитации. Если Интернетэкзамен будет измерять не только качество знаний, но и компетенции, то его перспективы существенно расширятся.

Как Вы думаете, какие еще совместные проекты могут способствовать интеграции образовательных систем наших стран? И, напротив, какие «камни преткновения» препятствуют такой интеграции? Как бы в целом Вы оценили уровень взаимодействия и сотрудничества между высшими школами на постсоветском пространстве?

Интеграции могут способствовать, во первых, создание банка данных экспертов из странучастниц ЕСОКО и регулярное привлечение их к аккредитации в других странах; вовторых, разработка ГОС, в которых главным является необходимый набор профессиональных компетенций и их измерение; втретьих, разработка согласованной структуры квалификаций, а также стандартов качества образования в соответствии с Болонской декларацией.
И, напротив, разъединяющими факторами могут быть различия в законодательстве, разные экономические возможности, разные концепции, лежащие в основе образовательной политики, различная степень влияния американской, европейской и азиатскотихоокеанской высших школ.

Следующая конференция ЕСОКО состоится в будущем году в Санкт Петербурге. С какими конкретными результатами хотелось бы Вам приехать в город на Неве?

С первыми результатами деятельности в Кыргызстане Национального аккреди тационного агентства, которого еще нет. Кроме того, надеюсь, что к тому времени будет принята национальная стратегия развития образования республики, о которой появится возможность рассказать коллегам.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector