СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КАК МЕРА СПЕЦИАЛЬНОКРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ, ПРИРОДНЫХ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ ИЛИ ЖЕМЧУГА

В статье на основе юрилическото анализа ст. 191 УК РФ слеланы выволы о несовершенстве законолательной конструкции ланной нормы, в результате чето возникают проблемы ее применения на практике. По итотам провеленното исслелования автор преллатает новую релакцию ст. 191 УК РФ. Позиция автора полкрепляется результатами опроса сотрулников правоохранительных ортанов.

Ключевые слова: специальнокриминолотическое прелупрежление, лратоценные металлы и лратоценные камни, незаконный оборот.

Предупреждение преступности, в том числе экономической (к которой относят и деяния, предусмотренные ст. 191 УК РФ), осуществляется посредством мер общесоциального и специальнокриминологического предупреждения. Специальное предупреждение выражается, прежде всего, в устранении и блокировке конкретных криминогенных факторов, минимизации общественно вредных последствий совершаемых преступлений. Представляется, что такая превенция должна осуществляться с учетом следующих взаимосвязанных обстоятельств: характеристик наиболее распространенных видов преступлений и правонарушений; особенностей социальнопсихологической обстановки, оказывающей влияние на формирование личности и детерминирующей противоправное поведение; знанием характеристики социальных групп, которые подвергаются целенаправленному специальнокриминологическому воздействию.

Меры специального предупреждения преступности разнообразны и классифицируются по различным основаниям.

Представляется, что уголовноправовые меры являются доминирующими в специальнокриминологическом предупреждении преступности данного вида. Эффективность их применения позволяет сдерживать преступность уже на ранних стадиях. Как показало исследование, законодательная база, регулирующая отношения в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, далека от совершенства, а эффективность ее применения крайне низка.
Установление предмета преступления, неизменно связанное с выявлением других элементов состава преступления, позволяет определить его содержание и степень общественной опасности преступления. В свою очередь, характер и степень общественной опасности преступления не только указывают на место, занимаемое им в системе Особенной части УК РФ, но и могут в значительной мере повлиять на вид и размер наказания.

Предмет преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, очень специфичный. Драгоценные металлы и камни играют важную роль в экономике, применяются в качестве платежа на внешних рынках. Они используются при внешнеторговых операциях, являются средством обеспечения кредитов. С древнейших времен золото, алмазы являются эквивалентом денежных знаков. Кроме того, драгоценные металлы и камни играют все большую роль в развитии науки и техники современного общества.

Драгоценные металлы и камни редки, их запасы в природе ограничены, а технологический процесс добычи и обработки сложен, дорог, экологически небезопасен. Все это объясняет высокую степень общественной опасности посягательств на отношения, складывающиеся в сфере государственного регулирования экономической и другой деятельности, предметом которой являются драгоценные металлы и драгоценные камни.
Диспозицией ст. 191 УК РФ предусмотрены следующие альтернативный действия, в своей совокупности или по отдельности составляющие незаконный оборот драгоценных металлов и камней:

  • оборот;
  • совершение сделок, связанных с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • незаконное хранение;
  • незаконная перевозка;
  • незаконная пересылка.

Сложность анализируемого состава преступления заключается еще и в том, что диспозиция нормы, закрепленной в ст. 191 УК РФ, является бланкетной и отсылает к нормам цивилистического законодательства, которое, к сожалению, несовершенно и содержит в себе многочисленные коллизии и пробелы. Наибольшую сложность при квалификации исследуемого преступления составляет то, что правовые акты, регулирующие оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, в настоящее время крайне несовершенны.

Так, подавляющее большинство (80,5 %) опрошенных в ходе анкетирования среди работников предприятий, занятых в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней (АК «Алданзолото», АК «Золото Якутии», ООО «Туймаада Краун Даймондс» и пр.), отметили, что в правовом регулировании имеются пробелы; 19 % из них считают, что в правовом отношении данный сегмент рынка совершенно не урегулирован. Больше половины (54 %) респондентов ответили, что их не удовлетворяет существующее правовое регулирование деятельности государственных и коммерческих структур по обеспечению экономической безопасности в сфере обращения драгоценных металлов и драгоценных камней.

Следует отметить, что одной из проблем является название ст. 191 УК РФ, содержащей в себе слово «оборот». Диспозиция ст. 191 УК РФ не имеет конкретных указаний на содержание понятий «оборот», «совершение сделок», «незаконная перевозка», «незаконная пересылка», «незаконное хранение» драгоценных металлов и драгоценных камней. В связи с этим представляется целесообразным раскрыть указанные понятия.
В УК РФ законодатель использует термины «оборот» и «обращение» в качестве синонимов. Так, в ст. 220 УК РФ говорится о незаконном обращении с радиоактивными материалами (приобретение, хранение, использование, передача или разрушение), а в ст. 234 — о незаконном обороте сильнодействующих веществ (изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка, а равно незаконный сбыт).

В преамбуле Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» говорится, что данный закон устанавливает правовые основы регулирования отношений, возникающих в области геологического изучения месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения (гражданского оборота). В законе также дается определение: «правила обращения (оборота) драгоценных металлов и драгоценных камней — это установленная специальными нормативными актами совокупность приемов, методов и последовательность действий, выражающихся в переходе права собственности и иных имущественных прав». Следовательно, законодатель считает термины «гражданский оборот» и «обращение» тождественными.

Уголовную ответственность влекут нарушения правил совершения двух операций из вышеперечисленных действий. За рамками состава преступления остались нарушения правил совершения таких операций с драгоценными металлами и камнями, как изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, использовании, переработке и обработке, а также ввоз и вывоз с территории России драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них. Поскольку рынок драгоценных металлов и драгоценных камней расширяется и возможно разрешение и других операций, то диспозицию исследуемой нормы следует сформулировать в следующей редакции: «нарушения правил операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями». В такой редакции уголовный закон будет более гибко реагировать на изменение специальных правил.
Квалифицированные виды незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, как и любого другого преступления, определяются квалифицирующими признаками. Часть 2 ст. 191 УК РФ имеет два квалифицирующих признака.

Квалифицирующим признаком п. «б» ч. 2 ст. 191 УК РФ является крупный размер предмета преступления. Согласно требованиям изучаемой уголовноправовой нормы квалифицирующий признак «в крупных размерах» относится и к совершению сделки с драгоценными металлами и камнями в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, и к незаконному их хранению, перевозке и пересылке. Он определяется стоимостью предметов незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Согласно примечанию к ст. 169 УК РФ деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость предметов незаконного оборота превышает 250 тысяч рублей, а особо крупным — 1 миллион рублей. Содеянное виновным квалифицируется как незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней в крупном размере, если указанный размер образовался и в результате совершения нескольких незаконных сделок или нескольких случаев незаконного хранения, перевозки или пересылки драгоценных металлов или драгоценных камней.

Однако в ч. 1 ст. 191 УК РФ ничего не сказано о размере (стоимости) драгоценных металлов и драгоценных камней, необходимом и достаточном для уголовной ответственности в случае незаконных сделки, хранения, перевозки или пересылки, хотя крупный размер, согласно примечанию к ст. 169 УК РФ, определяемый стоимостью указанных предметов, превышающей 250 тысяч рублей, имеет квалифицирующее значение (п. «б» ч. 2 ст. 191 УК).

Исходя из этого предлагаем решить частично эту проблему непосредственно в данной норме УК РФ. Думается, что логично было бы считать уголовно наказуемыми деяниями по ч. 1 ст. 191 УК РФ, если совершаются действия с драгоценными металлами и камнями, масса которых превышает: для золота, платины, палладия, иридия, осмия — 10 граммов, для серебра, рутения — 50—100 граммов, а вес драгоценных и полудрагоценных камней превышает 2 карата. Данное предложение было поддержано и большинством сотрудников органов внутренних дел (более 70 %), полагающих, что в целях оптимизации уголовноправового регулирования отношений, связанных с оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, необходимо закрепить указанные размеры драгоценных металлов и драгоценных камней непосредственно в УК РФ. Полагаем, что идеально было бы закрепить указанные выше размеры драгоценного сырья в примечании к ст. 191 УК РФ.

Кроме того, в результате проведенного исследования было выявлено, что 87 % лиц, совершающих данное преступление, являются служащими. Они пользуются своими служебными полномочиями для совершения данного преступления. Однако в норме уголовного законодательства такой признак субъекта, как совершение преступления должностным лицом, не нашел своего отражения. Необходимо отметить, что в прежнем законодательстве норма, предусматривающая уголовную ответственность за нарушение правил о валютных операциях, включала в качестве квалифицирующего признака совершение преступления должностным лицом. Общественная опасность незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, характер и объем причиненных вредных последствий зачастую зависит от положения виновного. Лицо, занимающее ответственное положение в управленческом звене, имеет больше возможности причинить вред (путем использования специальных средств, техники и пр.), а также скрыть следы преступления, уйти от уголовной ответственности. Кроме того, следует учесть, что подобный признак охватит те случаи совершения незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней, совершенных должностным лицом, когда оно действовало в интересах своего предприятия (организации), т. е. отсутствует совокупность исследуемого преступления и злоупотребления служебными полномочиями. Думается, что было бы целесообразно ч. 2 ст. 191 УК РФ дополнить квалифицирующим признаком следующего содержания: «должностным лицом с использованием своего служебного положения».

Таким образом, с учетом вышеизложенного можно было бы предложить следующий вариант реконструкции ст. 191 УК РФ:
Статья 191. Нарушения правил операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями
1. Нарушения правил операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, —
наказываются …
2. Те же деяния, совершенные:
а)    в крупном размере;
б)    должностным лицом с использованием своего служебного положения,
в)    группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, — наказываются.

Примечание. Лицо подлежит уголовной ответственности по ч. 1 ст. 191 УК РФ, если масса драгоценного металла превышает: для золота, платины, палладия, иридия, осмия — 10 граммов, для серебра, рутения — 50—100 граммов, а вес драгоценных камней превышает 2 карата.
Думается, что такое изложение ст. 191 УК РФ позволит повысить эффективность данной нормы, разрешить правоприменительные проблемы, что в конечном итоге будет способствовать криминологической обоснованности уголовноправового регулирования борьбы с незаконным оборотом драгоценных металлов и камней.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector