АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Цели педагогической деятельности полифункциональны, поэтому педагогические задачи имеют комплексный характер по самой своей природе. Они не могут быть решены только средствами педагогики, психологии или с помощью методик преподавания конкретных наук, но предполагают своеобразный синтез знаний из различных областей. Этот синтез и должен совершить педагог при выработке конкретных программ подготовки специалистов высокого уровня и позже, когда он анализирует степень их готовности к усвоению знаний, стимулирует их учебную деятельность, проводит диагностику того, что усвоено и т.п.

Основное содержание деятельности вузовского преподавателя включает выполнение нескольких функций  обучающей, воспитательной, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хота у многих преподавателей одна из них доминирует над другими. Наиболее специфично для преподавателей вуза сочетание педагогической и научной работы.

Исследовательская работа обогащает внутренний мир преподавателя, развивает его творческий потенциал, повышает научный уровень занятий. В то же время педагогические цели часто побуждают к глубокому обобщению и систематизации материала, к более тщательному формулированию основных идей и выводов, к постановке уточняющих вопросов и даже порождению новых гипотез.

Всех вузовских преподавателей можно условно подразделить на 3 группы: 1) преподаватели с преобладанием педагогической направленности (примерно 2/5 от общего числа), 2) с преобладанием исследовательской направленности (примерно 1/5) и с одинаковой выраженностью педагогической и исследовательской направленности (немного более трети).
Большинство исследователей обсуждаемой проблемы считают педагогическую деятельность ведущей в определении профессионального мастерства преподавателя, хотя, не будучи подкрепленным научной работой, этот профессионализм быстро угасает.

Профессионализм преподавателя вуза в педагогической деятельности выражается в умении видеть и формулировать педагогические задачи на основе педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать всё многообразие ситуации, решаемых в холе работы со студентами невозможно. Принимать решение приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является её творческий характер.

Как и в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются действия нормальные и эвристические, найденные в ходе собственного поиска. Для этого необходимы особые способности (педагогические способности считаются одним из видов специальных способностей) и длительный период для их становления и развития в ходе педагогической деятельности. Творческая индивидуальность педагога  это высшая характеристика его деятельности и как всякое творчество тесно связана с его личностью.

В педагогической, психологической, а зачастую и технической литературе часто можно встретить обсуждение вопроса: возможно ли обучение творчеству? Однако, по мнению большинства психологов, такая постановка вопроса не имеет смысла, ибо в само определение творческой деятельности входит ее педагогический характер. Но если прямое обучение творчеству невозможно, то вполне возможно косвенное влияние на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую деятельность.

Можно сформулировать некоторые педагогические принципы и прямые рекомендации преподавателям вузов, придерживаясь которых можно уменьшить «антитворческий» и «творчеств подавляющий» эффект обучения в высшем учебном заведении. Действительно, всякое знание является не только поставщиком новых областей для творческой активности, высоких примеров творческой деятельности других людей, но и при определенных условиях и убийцей творчества. Ведь если человек уже знает, как решать задачу или как осуществить ту или иную деятельность, чтобы добиться желаемого результата, он будет действовать в соответствии с этим знанием и не станет «изобретать велосипед».

«Творчество подавляющее» действие знания во многом определяется способом его получения, степенью «уроднения», как выражались поэты символисты, человека с этим знанием. Было ли оно творчески воссоздано, переоткрыто самим человеком или осталось для него чемто формальным, чуждым и инородным? От ответа на этот вопрос и зависит дальнейшая роль приобретенного знания в нашей жизни. Обобщая опыт педагогов и психологов, озабоченных развитием творческого потенциала своих воспитанников, можно привести некоторые рекомендации, которые могут быть использованы в условиях вузовского обучения, другие преподаватель может использовать в своей консультационной работе со студентами.

Одно из первых педагогических требований, предъявляемых к процессу обучения с точки зрения творческого мышления состоит в том, что ни в коем случае не подавлять интуицию студента. Часто встречаются педагогические ситуации, когда студент, высказывающий догадку или предположение, получает порицание от преподавателя за то, что не может логически обосновать их. Проверка интуиции логикой необходима, >ю это следующий этап творческого акта. Если не будет первого, то не будет и второго; негативные оценки опирающегося на интуицию предположения могут привести именно к этому. Студента следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи.

Вторая рекомендация состоит в формировании у студента уверенности в своих силах, веры в свою способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех. Разумеется, эта вера должна быть обоснованной, не важно понять, что переоценка своих возможностей студенту менее опасна, чем недооценка. Исключение из этого правила касается тех студентов, имеющих патологически завышенную самооценку, которую преподавателю обычно удается достаточно быстро обнаружить.

В процессе обучения преподавателю желательно в максимальной степени опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживание успеха и т.п.). Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.

Необходимо всемерно стимулировать стремление студента к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения (как в больших, гак и в частных вопросах). Человек, не привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, теряет способность к творческой деятельности.

Преподавателю вуза следует в довольно широких пределах поощрять склонность студентов к рискованному поведению. Разумеется, любой риск таит в себе массу опасностей, в том числе и для физического здоровья. Но здесь встает вопрос, который Л.Корчак сформулировал как проблему выбора между физически здоровой, но неразвитой личностью (недоличностью) или созданием условий для развития полноценной и творческой личности, но с риском ущерба для здоровья, а иногда и жизни человека. Исследования показывают, что склонность к риску  одна из фундаментальных черт творческой личности.

Важнейшая задача каждого преподавателя  не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и ориентацией на мнение большинства. Преподаватель может позволить себе создать искусственную педагогическую ситуацию, в которой студент, демонстрирующий слишком высокий уровень конформизма, попадает в неловкое положение, бездумно поддержав заведомо абсурдную точку зрения только потому, что за неё высказалось большинство других участников дискуссии. Разумеется здесь необходимо чувство меры и такт, чтобы не унизить «конформиста».

Студентам необходимо помогать развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, даже если оно иногда граничит с «выдаванием» выдумки за истину. Особенно это касается начальных этапов обучения. Любовь детей к сказкам демонстрирует ведущую роль воображения на определенном этапе их умственного развития. Но даже в подростковом возрасте дети часто неполно дифференцируют воображаемые и реальные ситуации. В таких случаях упреки студенту в злонамеренной лжи могут создать весьма неблагоприятный фон для педагогического общения в дальнейшем.

Преподавателю необходимо чаще использовать в обучении задачи так называемого открытого типа, когда отсутствует одно правильное мышление, которое остается только найти или угадать. Сама по себе тренировка в продуцировании возможных решений (гипотез) существенно повышает показатели беглости, гибкости и оригинальности мышления.

Важнейшим условием развития творчества студентов является совместная с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни преподаватель. В этих условиях задача превращается из учебной в реальную научную или производственную проблему, что обогащает и усиливает «пул» мотивов, побуждающих творческую деятельность. Особое значение приобретают мотивы самореализации, социальные мотивы, мотивы соревнования и др. Для актуализации этих мотивов и формирование внутренней мотивации особое значение имеет личностная включенность преподавателя в совместную деятельность со студентом.

Наконец, самая главная задача, стоящая перед преподавателем вуза  всячески поощрять стремление человека любого возраста быть самим собой, его умение слушать свое «Я» и действовать в соответствии с его «советами». Для этого на всех этапах обучения преподаватель должен не просто декларировать свое уважение к личности студента, но и реально чувствовать, переживать ценность каждой личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector