Роль и значение образов–информационных моделей в СМИ

Представления-образы о том или ином народе обусловливаются исторической, религиозной, международной, внутриполитической ситуацией или другими важными факторами. Такие образы обладают способностью изменяться в зависимости от происходящих перемен в мире и обществе. При этом современные средства массовой информации играют одну из ведущих ролей в процессе формирования образов — информационных моделей, связанных с конкретными историческими событиями.

Средства массовой информации являются важнейшей структурой в системе массовых коммуникаций, находящейся между уровнем индивидуального восприятия и тем уровнем коммуникации, который выражает различные свойства политической системы в целом. Современное общество на данном этапе можно смело назвать информационным обществом, так как роль СМИ настолько велика, что индивид вряд ли будет осознавать себя как полноценная личность, если его лишить доступа к СМИ, ограничив его, таким образом, в возможности получать информацию о происходящих в мире событиях. С момента своего возникновения СМИ стали непосредственным участником процесса, влияющим на индивидуальное, массовое, национальное сознание. СМИ — полифункциональный институт, выполняющий в обществе определенные функции: информационную, образовательную. Одновременно выделяется воздействующая функция, определяемая как регулятивно- манипулятивная.

Под манипуляцией в данном случае понимается неправильное, искаженное, а также недостаточное информирование. Язык СМИ не только выражает и оформляет идеологические, политические установки, но и оказывает значительное влияние на процессы социализации личности, конструирования ментальности. «Эксплицируя взаимоотношения между человеком и обществом, СМИ стремится формировать у читателя мировосприятие, как бы программировать картину мира. Это естественно, так как суть СМИ состоит именно в манипуляции сознанием, конструировании социально-культурных ценностей».

Манипулирование общественным сознанием посредством субъективной интерпретации информации происходит, в первую очередь, под влиянием идеологической установки учреждений, подающих материал.

В идеале роль СМИ состоит в том, чтобы «рисовать картину мира, которую потребитель информации может брать за основу для принятия решений», поскольку СМИ являются «трансляторами ценностей, фиксируемых в общественном сознании». В настоящее же время невозможно говорить об объективности освещения фактов посредством СМИ, поскольку информаторы намеренно выбирают те факты и сведения, которые соответствуют их установкам. В результате этого манипулятивного воздействия создается такая информационная модель описываемого объекта, которая отвечает установкам информаторов.

Эксплицируя взаимоотношения между человеком и обществом, СМИ стремятся сформировать у адресата определенное мировосприятие, как бы запрограммировать картину мира. Сама суть СМИ состоит именно в манипуляции сознанием, конструировании социально-культурных ценностей. В результате этого восприятия возникает некий «информационный слой», который формируется в результате функционирования информационных процессов, продуцируемых СМИ. Мы рассматриваем его как информационную картину мира, которая создается посредством СМИ.

Процесс формирования информационной картины мира основан в первую очередь на создании СМИ определенных представлений, образов описываемых объектов. Категория «образ» является объектом изучения многих наук: филологии, философии, психологии, социологии. «Образ есть отражение в конкретно-чувственной форме существенных типических характеристик, явлений определенной исторической эпохи».

Наиболее широко понятие «образ» трактуется в философии. В философском аспекте возникновение и существование образа раскрывается на основе теории отражения как общего свойства материи, обусловленного тем, что предметы и явления объективного мира находятся в универсальной взаимосвязи и взаимодействии. Взаимодействуя друг с другом, они изменяются; эти изменения выступают в виде определенного «следа», который фиксирует особенности взаимодействующего предмета, явления. Формы отражения зависят от специфики и уровня структурной организации взаимодействующих тел. Содержание отражения выражается в том, какие изменения произошли в отражающем предмете и какие стороны в воздействующем предмете и явлении они воспроизводят.

Такой «след» возникает и при взаимодействии человеческого сознания с объективным миром; образ в философском понимании представляет собой психическое воспроизведение объекта в мозгу человека окружающего мира в виде ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений и умозаключений. В таком понимании понятие «образ» означает результаты познавательной деятельности человека, а категория «образ» совпадает с понятием «информация».

Исследование понятия «образ» позволяет сделать вывод, что образ – это ментальное восприятие и отражение явлений и фактов, имеющих место в мире, содержащее индивидуальное отношение к данным явлениям. Самое важное свойство образа состоит в отражении мира в процессе практического его созидания, то есть образ – это некоторая модель действительности, восстанавливающая полученную из действительности информацию в новой сущности. Поскольку мы анализируем образ, создаваемый СМИ, данную модель, как отражение объективного мира, мы называем «информационной моделью». Выбор термина «модель» также обусловлен ассоциацией с неким шаблоном, в соответствии с которым формируется представление об описываемом объекте в сознании человека.

Рассматриваемая нами категория «образ как информационная модель» принципиально не тождественна образу поэтическому или художественному. Художественный образ является индивидуальной авторской работой, в которой воплощены фантазии и задумки автора; основные функции художественного образа: познавательная, коммуникативная, эстетическая и воспитательная — определяют настрой воспринимающего художественное произведение человека, и направляют его духовные и интеллектуальные силы на познание мира и самоутверждение в нем человека. Создаваемая СМИ информационная модель является коллективной работой, характер и содержание которой обусловливается политическим заказом и заданными идеологическими установками. Репрезентация сюжетов политического бытия в виде информационной схемы, модели порождает образ описываемого объекта, который выстраивается в соответствии с реальными событиями.

Представая в сознании адресатов в одномоментном воплощении, репрезентируемый в системе СМИ образ основывается на целостном представлении о явлении, на совокупности, переплетении отдельных структурных элементов. Отражая мир и материализуясь в тексте, образ впервые становится фактом реальной действительности.

Образ как информационная модель, созданная СМИ, не является статичным, устойчивым образованием. На его содержание и структуру влияют внешние источники, формирующийся образ может меняться в зависимости от способа подачи информации. В таком понимании категория «образ – информационная модель» может стать первоисточником стереотипа.

Источник:  журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector