Об эрратографии как орфографическом стилевом средстве

1. Усиление неформального письменного общения с помощью электронных средств (прежде всего это Интернет) в последнее десятилетие приблизило письменную речь по функциям и задачам к разговорной и продемонстрировало новые интересные особенности функционирования русского языка.

2. Таково, например, явление нарочитого искажения орфографии с тенденцией к приближенному сохранению фонетического облика слова (хочецца, аффтар, сотона и пр.). Для обозначения нарочитого грубого искажения стандартного написания слова Г.Гусейновым было введено понятие эрратива; систему таких написаний часто называют «антиорфографией». Ей было посвящено значительное число работ; однако, на наш взгляд, это явление требует как дальнейшего изучения, так и уточнения некоторых выдвинутых положений.

Дальнейшие выводы делаются на основе анализа случайной выборки эрратических текстов и комментариев к ним с ресурсов www.prevedmedved.ru, www.udaff.com, www.padonki.org, содержащей приблизительно 12500 словоупотреблений, из них около 3400 эрратических.

3. В абсолютном большинстве проанализированных эрративов был нарушен доминирующий принцип русской орфографии – морфологический: паклон, президенцтва и пр. Но доминирует ли, как это часто утверждается, принцип фонетический? В сотнях случаев искаженное написание соответствует звучанию не более нормативного (утог, упускадь) и даже менее его (зайчегов, иво). Часто происходит чередование в пределах одного текста эрратической и нормативной формы одинаковых слов, а также морфем. Тогда говорить не только о доминировании, но и о последовательном соблюдении фонетического принципа «антиорфографии» нельзя: это не «письменная фиксация устной речи», а, скорее, варьирование графического отображения фонетического облика слов.

4. Механизм создания эрратива, на наш взгляд, в общем таков: если данное звукосочетание может быть письменно выражено несколькими способами, зависящими от слова или морфемы, то эрративные варианты тех же слов будут образованы ненормативным применением тех же средств, т.е. неправильное написание принципиально не следует за произношением, а отталкивается от известного верного написания, стремясь не отклоняться от произношения (СЧастью, еЩе — Щастью, иСЧо, ОбразуеТСя, пальЦамИ — АбразуеЦо, пальТСамЕ). Эрратив может быть создан из любого слова, вне прямой зависимости от его морфемной структуры и лексического значения; число эрративов потенциально не ограничено. Следует отметить произвольность объекта искажения (любое слово может быть искажено; аналогичное слово в том же тексте может не испытать искажения).

5. Механизм же восприятия сильно искаженных эрративов заключается в следующем: графика активно взаимодействует с языковыми уровнями, приближаясь по механизму этого взаимодействия к языковому уровню; в определенных случаях только это взаимодействие дает читателю возможность воспринять наблюдаемый текст (ср. «Глокая куздра…» Л.В.Щербы: синтаксический и морфологический уровень поддерживают не несущий морфологический и синтаксический уровни поддерживают не несущий смысла лексический, позволяя говорить о конструкции как о фразе). При нарушении орфографической нормы адекватное восприятие изобилующего эрративами текста оказывается возможным благодаря поддержке синтаксического, морфологического и – прежде всего – фонетического уровня.

6. Далее, термин «антиорфография» является несколько некорректным («антиорфография» основывается на орфографии – иначе она была бы просто непонятна для своих «пользователей»; понятие орфографии относится ко всей письменности языка в целом, а область «антиорфографии» не соответствует своей, как следует из термина, противоположности, ограничиваясь отдельными буквосочетаниями отдельных слов; «антиорфография» сравнительно непоследовательна и т.д.). Поэтому представляется более предпочтительным называть совокупность текстов с содержанием эрративов как основной характеристикой, а также принцип преднамеренного искажения орфографии эрратографией; такое название было бы непротиворечивым и находилось в генетической связи с уже используемыми терминами («эрратив», «орфография»).

7. Эрратография – наиболее системное, но не единственное отступление от графической и орфографической норм русского языка в письменном общении с помощью электронных средств: используются также слоговые элементы, аббревиация и мн.др. Подобные явления свойственны не только русскому языку. Так, и в английском и немецком языках существуют факты систематического искажения традиционной орфографии (разумеется, ограниченные графикой, фонетикой и принципами орфографии, присущими конкретному языку). Некоторые из них используются в прагматических целях: маскировка неграмотности, экономия времени при наборе текста (4U – for you, о5 – опять) и пр.; но очень многие (oda – oder, sumtimes – sometimes, адцкая) с позиций прагматики необъяснимы.

Однако во всех рассмотренных нами случаях орфографические средства вне зависимости от целей их применения использовались только в неформальном письменном общении. Можно предположить, что в условиях образования новой, специфической коммуникативной среды электронными средствами письменного общения традиционные средства письменности оказываются достаточными для обслуживания литературных стилей языка, но недостаточными в сфере разговорного (точнее, «письменного разговорного»). Такая дифференциация позволяет говорить о появлении специфически орфографических стилевых средств, параллельно происходящем в нескольких языках, активно используемых в общении в такой среде.

8. Таким образом, эрратография представляется одним из стилевых средств, основанных на нарочитом нарушении правил орфографии и возникших в новой коммуникативной среде, и в дальнейшем было бы целесообразно рассмотреть функционирование изучаемого явления именно в этом аспекте. Также на базе исследования эрратографии и сходных с ней явлений русского и иностранных языков можно попытаться выяснить, являются ли они стилеобразующими и можно ли говорить о новообразованиях в стилевой системе языков в связи с их функционированием в вышеназванной среде.

Источник:  журнал «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук»

Ссылка на основную публикацию
Adblock detector