РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ И ГЕОГРАФИЯ

География – одна из самых древних и комплексных наук, которая, пожалуй, более других формирует материалистическую картину мира – происхождение Земли и ее главных составляющих  — материков и океанов, отдельных территорий (гор и равнин), этапы образования внутренних вод и современного оледенения, закономерности размещения природных комплексов, проблемы экологии, народонаселения, хозяйственную деятельность людей и многое другое. То есть учитель географии должен знать сопредельные науки —  биологию и химию, физику и математику, литературу и мировую художественную культуру, геологию и экологию, демографию и статистику, картографию и климатологию, менеджмент и экономику…

Считаю, что методист по данному предмету, работая в КРИПК и ПРО, должен раскрывать перед слушателями всё многообразие географии, а также оказывать помощь в освоении новыми современными технологиями преподавания (моделирование уроков, проведение уроков – лекций, семинаров, круглых столов, пресс-конференций, диспутов и дискуссий, ролевых и многих других игр, включая краеведческие и т.п.). Поэтому к чтению лекций и проведению практических работ необходимо привлекать высококвалифицированных специалистов по отдельным курсам и учителей-практиков, тогда курсы будут интересными и востребованными, и не обязательно раз в пять лет учитель должен проходить переподготовку, он может это делать чаще, если планировать тематические, хотя бы краткосрочные, курсы. Проработав семь лет в качестве методиста, я в меру своих знаний и умений, а также обширности знакомств с людьми разных профессий, стараюсь это делать, благо что администрация КРИПК и ПРО это поддерживает.

Особое место в обучении географии играет региональный компонент, но лучше употреблять слово «краеведение» или «краеведческий подход к географическому образованию», так как наиболее важным дидактическим принципом педагогики является «от частного к общему» или «интерес тому, что ближе всего, — основа интереса ко всему остальному». Эти принципы помогают формировать у учащихся общие представления о мире, о взаимосвязях в природе и обществе. Любой объект, явление природы или человек, живущий в обществе и выполняющий творчески, не по принуждению, работу, но достигший определенных результатов в своем труде (будь то именитый академик или фермер, художник или артист, поэт или врач, архитектор или рабочий и т.д.), могут и должны быть в поле зрения учителя географии и краеведа. Написать историю и географию своего села, поселка, микрорайона города или города в целом, без людей и их дел, невозможно.

Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле, ее природным особенностям и преданиям, к исконным занятиям предков. Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом главный смысл величайшего из поэтов земли русской Александра Сергеевича Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости».  Я бы добавил, что данные слова гения русской поэзии являются основой воспитания нравственности и патриотизма у юных граждан России.

Культура, как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Сохранение обычаев, традиций, фольклора, музыки, легенд и преданий, топонимики, родословной любой семьи и семейных реликвий и многое другое каждой территории (включая небольшие села и деревни) необходимо для сохранения культуры всей страны.

Краеведение придает любой местности, не имеющей «авторского происхождения», историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое,  ценное. Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, селе, поселке или городе, для нас эти места уже наполняются духовным содержанием. Нам дороги места, где работали Василий Федоров и Владимир Чивилихин, Михаил Небогатов и Игорь Киселев, Александр Кирчанов и Василий Кравчук, Александр Бобров и Виктор Мирошниченко, Геннадий Красильников и Владимир Мартемьянов, Анна Юткина и Михаил Сметанников, Егор Дроздецкий и Дмитрий Плотников, многие выдающиеся люди земли Кузнецкой.

А сколько неизвестных страниц еще не прочитаны о наших исследователях и землепроходцах, первых шахтерах и металлургах, строителях и химиках, энергетиках и транспортниках, учителях и врачах, трактористах и комбайнерах и других людях родного края! Огромное поле «целины» для юных краеведов и их наставников.

Ценные материалы, экспонаты могут быть собраны и переданы в государственные и школьные музеи питомцами краеведческих кружков и клубов, если этим важнейшим делом заниматься с любовью и по-настоящему. Ведь и туристско-краеведческое движение учащихся России «Отечество», и областной программе «Живи, Кузнецкая земля!» насчитывает 19 направлений деятельности краеведов. Однако, если учитель разрабатывает свою программу и привлекает к ее реализации группу учащихся своей (и не только!) школы или микрорайона, этот шаг может только приветствоваться и администрации школ, районов не должны препятствовать, а только помогать в этой столь необходимой работе по воспитанию настоящих граждан Кузбасса. Учитель же, занимающийся краеведением, должен уметь доказать и защитить свое творческое кредо, чтобы эта работа оплачивалась.

В 8-х и 9-х классах учителя географии обязаны проводить не менее 12-20 уроков по географии Кемеровской области (в восьмом классе – природа, в девятом – население и хозяйство) и не имеет значения в какой последовательности эти уроки будут проведены: в начале или конце учебного года, или чередовать по темам уроки по России и родному краю.

Подлинное краеведение – всегда краелюбие и краезнание. Среди многих форм и методов работы с детьми по краеведению особое место занимают экскурсии, туристские походы и путешествия, во время которых учащиеся не только активно собирают материалы и узнают новые места родного края, но и получают эмоциональный заряд бодрости и поправляют здоровье. Несмотря на аморальный характер множества передач практически по всем каналам телевидения, учитель может почерпнуть методику проведения десятков игровых шоу, которых также в большом количестве показывает практически каждый канал ТВ. Поэтому краеведческие игры – это познавательная, увлеченная деятельность учащихся. Учителю же достаточно подготовить эти игры по краеведческой литературе и материалам музеев, экскурсий, походов и путешествий, не забывая использовать иллюстративные и аудиовизуальные материалы, которыми располагает кабинет ССО КРИПК и ПРО. Методист по географии – ваш консультант по технологии и практике изучения регионального компонента в курсе географии любого образовательного учреждения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector